Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Переносное заземление: виды, требования, расчет и проверка

Производство работ по предотвращению аварий и ликвидация их последствий. Кратковременные работы

5.1.1.
В
исключительных
случаях
кратковременные,
не
терпящие
отлагательства
работы,
по устранению
неисправностей
оборудования,
которые
могут
привести к
авариям,
разрешается выполнять
без
наряда
— по распоряжению
с
записью
в
оперативный
журнал:


оперативным
работникам

электроустановках
напряжением
выше
1000 В
— не
меньше
чем
двум);


ремонтным
работникам под
наблюдением дежурного,
если
выписка
и
оформление
наряда
вызовут задержку
ликвидации
последствий
аварии;


ремонтным
работникам под
наблюдением административно-технического
работника
с
группой
V (в
электроустановках
напряжением
до
1000 В
— с
группой
IV) в
случае
занятости
оперативных
работников,
а
также
при отсутствии
местных
дежурных.

5.1.2.
При отсутствии
административно-технических
работников,
имеющих
право
выдачи
наряда
или
распоряжения,
право
выдачи
наряда
или
распоряжения
на
работу,
по предотвращению
аварий
или
ликвидации
ее
последствий,
предоставляется
оперативному
работнику
с
группой
IV.

5.1.3.
Во
всех
случаях
при работах
должны
выполняться
все
организационно-технические
мероприятия,
обеспечивающие безопасность работ.

5.1.4.
Участие
оперативных
работников
в
ликвидации
аварий
и
их
последствий
(непосредственное,
путем
наблюдения за
работающими
при работах
без
наряда)
разрешается с
ведома старшего
в
смене оперативного
работника.
При отсутствии
связи
со
старшим
в
смене оперативным
работником
такое
разрешение
не
требуется.

5.1.5.
При производстве
в
электроустановках
предприятий
аварийных
работ
дежурными
бригадами
электроснабжающих
организаций,
необходимы
выдача
наряда
и
оформление
допуска
к
работам
в
соответствии
с
требованиями
настоящих Правил.
В
этих случаях
в целях
быстрейшей ликвидации
аварии
при отсутствии
в
данный
момент
на
предприятии
работников,
имеющих
право
выдачи
наряда,
выдавать
его
имеет право
дежурный
или
оперативно-ремонтный
работник
предприятия
по
указанию
лица,
ответственного
за
электрохозяйство.

Как правильно снять переносное заземление

   Снятие заземления следует производить в обратном порядке с применением штанги и диэлектрических перчаток. То есть сначала снять его с токоведущих частей, а затем отсоединить от заземляющих устройств. Если характер работы в электрических цепях требует снятий заземления (например при проверке изоляции мегомметрами), допускается временное снятие заземлений, мешающих выполнению работы. При этом место работы должно быть подготовлено в полном соответствии вышеизложенными требованиями. И лишь на время производства работы могут быть сняты те заземления, при наличии которых работа не может быть выполнена.

   В электроустановках напряжением выше 110 кВ снятие заземлений следует производить с помощью штанг. Даже если по месту установки возможно произвести операцию без штанги. В электроустановках напряжением 110 кВ и ниже допустимо пользоваться только диэлектрическими перчатками. Причем только в тех случаях, когда для снятия заземления не требуется влезать на конструкции разъединителей. Включение и отключение заземляющих ножей, наложение и снятие переносных заземлений должны учитываться по оперативной схеме, в оперативном журнале и в наряде.

Устройство

Переносное заземление является довольно простым приспособлением. Оно состоит из провода заземления, проводов, с помощью которых «коротится» фаза, и зажимных контактов, которыми выполняется крепление к заземляющей клемме и фазным проводам. Провода берутся медные многожильные большого сечения. Они могут быть как оголенными, так и в прозрачной изоляции для обеспечения осмотра и визуального контроля над их состоянием. Этими проводами соединяют между собой все зажимные контакты.

Соединение выполняется в обязательном порядке только сваркой или прессовкой. Обычная пайка недопустима, так как при протекании через переносное заземление больших токов происходит разогревание всех его элементов, и пайка может потечь. В результате нарушится контакт, что приведет к ситуации опасной для жизни ремонтного персонала.

Струбцина имеет специальное ушко, облегающее процесс по закреплению, и выполнена таким образом, чтобы можно было использовать специальную штангу. Эта штанга необходима для работы с теми токопроводящими конструкциями, до которых сложно дотянуться, с воздушными линиями электропередачи, при работе с механических подъемников, лестниц и тому подобного. Кроме струбцин могут использоваться пружинные зажимы. Образцами таких устройств являются ПЗРУ-1М, комплектуемое вытяжными штангами, ЗПЛ-10, рассчитанное для работы с сетями от 10 кВ, ЗПП-500, где цифры указывают, что устройство рассчитано на номинальное напряжение 500 кВ.

В некоторых случаях в комплект устройства может входить бур, которым выполнятся заземления. Он может понадобиться при использовании в полевых условиях. На зажимных контактах в обязательном порядке указывается сечение провода и величина рабочего напряжения, для работы с которым рассчитано устройство и заводской номер изготовителя.

Такое заземление имеет два вида исполнения: однофазное и трехфазное. Однофазное заземление переносного типа — самое простое и представляет собой два зажимных контакта соединенных общим заземляющим проводом. Может комплектоваться штангой или просто иметь ручки из диэлектрического материала.

Трехфазное исполнение имеет уже три зажимных контакта для каждой фазы с закорачивающими проводами и общим заземляющим проводом, идущим к земляному зажимному контакту.

Для работы на трехфазных воздушных ЛЭП напряжением выше 330 кВ использование трехфазных устройств является нецелесообразным. Это объясняется тем, что расстояние между фазовыми проводами в этом случае довольно большое. Поэтому вся конструкциями получилась бы слишком тяжелой, громоздкой и не приспособленной для работы. В таких случаях используют три однофазных устройства.

Устройство

Существует два основных варианта использования ПЗ. Первый вариант предназначен для применения в распределительных устройствах, а второй – на воздушных линиях электропередач. Заземления могут быть выполнены в однофазном или трёхфазном исполнении.

ПЗ может быть выполнено в трёх конструктивных вариациях: штанговые, штанговые с металлическим звеном (ЗПЛ-10) и бесштанговые (ЗПП-15).


Переносное заземление типа ЗЛП-10

Конструкция изделия состоит из следующих элементов:

  • гибкий токопроводящий проводник (медь или алюминий);
  • закрепляющие зажимы;
  • наконечники (струбцины);
  • диэлектрическая штанга.

Бесштанговую конструкцию ПЗ, как правило, используют для применения в комплектных распределительных устройствах.


Пример бесштанговой конструкции ПЗ

Для одновременного закорачивания трёх фаз через единый заземляющий проводник пользуются трёхфазным заземлителем.

Однофазное исполнение портативного заземления предназначено для отдельного подключения фаз к контуру заземления. Используется на ЛЭП с уровнем напряжения более 110 кВ. Это обусловлено существенным расстоянием от заземляющей шины до фазных проводов и междуфазным пролётом.

Гибкий токопроводящий проводник может быть покрыт прозрачной изоляцией. Он может изготавливаться из алюминиевых или медных проводов. С помощью зажимов осуществляется крепление ПЗ к токоведущих частям и к контуру заземления. Устройство фазных зажимов может быть выполнено в виде струбцин и медных наконечников. Затягивание зажимов выполняется изолирующей штангой, с помощью которой достигается минимально допустимое расстояние до токоведущих частей.

Назначение оборудования

Этот класс защитных устройств предупреждает поражение током сотрудников спасательной службы во время тушения огня, которое возможно в двух случая:

  1. При возникновении наведенного напряжения на автомобиле. Оно появляется при внешних источниках электромагнитных колебаний на отдельных частях конструкции машины. Ток расходится по деталям и при отсутствии заземления может стать причиной серьезного поражения людей электричеством. Риск становится в разы больше, если рядом с машиной находится электроустановка.
  2. При попадании ОТВ из ствола на электропроводящее место установки, в частности на электромотор насоса.

При работе пожарной техники на объекте используется защитное заземление. Оно бывает двух типов:

  • переносное заземление для пожарных машин (ЗППМ);
  • заземляющее устройство для стволов (ЗПС).

При заборе воды из водонапорной системы заземляют только стволы. В этом случае отдельно заземлять насос не требуется.

Периодичность осмотра

У любого электрического оборудования есть свои сроки эксплуатации. Для такого защитного устройства данный показатель равен 8 годам. Эти рамки обосновываются риском для жизнедеятельности рабочих. При проверке защитные конструкции должны быть в рабочем состоянии.

Согласно регламентных работ, существуют сроки проверки заземляющего оборудования. Количество проверок должно составлять один раз в 6 месяцев. Кроме этого, производиться внешний осмотр как минимум два раза за этот период.

Если данные конструкции обеспечивают заземления приборов медицинского направления, связанные с жизнедеятельностью человека, такие проверки проводятся чаще.

Также если заземление переноситься на другое устройство, то осмотр и проверку нужно будет делать заново. Сроки проверки также изменяются и исчисляются с момента новой установки.

Прокладка внутреннего контура

Электрооборудование, которое подлежит заземлению, размещено по всей площади производственных помещений. К системе заземления оно подключается путем прокладки внутри здания магистральных шин. Установка заземляющих проводников делается открыто, к ним всегда должен быть свободный доступ для контроля и осмотра. Исключение составляют металлические трубы скрытой электропроводки и взрывоопасные установки, где проемы заделываются легко выбиваемыми негорючими материалами.

Полосы заземления внутреннего контура положено прокладывать горизонтально или вертикально. Только если здание включает наклонные конструкции, разрешено прокладывать проводники параллельно им. Внутренний контур заземления монтируется с использованием стен и потолков, при необходимости прокладки по полу полоса заземления укладывается в каналы. Проводники прямоугольного сечения монтируют широкой плоскостью к стене. Крепление полосы к кирпичным и бетонным поверхностям производится забиванием гвоздей с помощью строительно-монтажного пистолета. Для фиксации на деревянных стенах используются шурупы.

Заземляющие проводники соединяют между собой при помощи сварки. При сильном нагреве защитное цинковое покрытие испаряется, при этом снижается сопротивляемость стали внешним воздействиям. Поэтому точки соединения обрабатываются цинковым спреем или эмалью. В местах, где предусмотрено измерение сопротивления заземляющего устройства, проводник крепится болтами. Он должен иметь возможность отсоединения, но только с помощью инструмента. Точки крепления полос заземления должны находиться на расстоянии от 650 мм до 1000 мм друг от друга. Они расположены тем чаще, чем больше поперечное сечение полосы.

Конструкция здания может включать температурные швы, предохраняющие его от деформации Пересекающая такой шов полоса заземления должна иметь компенсирующий изгиб. Через стены и перекрытия полосу заземления свободно проводят через проемы или заключают в стальную трубу.

Рукава

Вид технического оснащения любого автомобиля, который выезжает в зону ЧС. Сегодня используют три типа рукавов:

Всасывающие

Используются для забора воды из водоисточника для дальнейшего пожаротушения. Стандартно длина рукавов, которыми комплектуются ПА – 4 метра. При транспортировке их располагают в пенале на крыше АЦ. Некоторые автомобили имеют отделение на уровне насосного отсека.

Напорно-всасывающие

Используют для забора воды и ее последующей транспортировки из водоисточника или гидранта с использованием насоса. Их отличительной особенностью является металлический проволочный каркас, покрытый текстильным кожухом. Пеналы для хранения и транспортировки таких рукавов расположены на надстройке ПА. Конструкция этих отсеков предусматривает естественную просушку оборудования во время возвращения техники на базу. Напорно-всасывающие рукава предназначены для подачи пенообразователя, масла и других специальных жидкостей.

Напорные

Наиболее распространенный вид рукавов, которыми комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли, краны. Предназначены для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. В АЦ напорные рукава транспортируются в одинарной или двойной скатке. Также возможно использование специальной катушки.

Конструктивные особенности и технические характеристики

По своему устройству самое простое заземляющее оборудование представляет собой часть медного провода в полиуретановой оболочке, которая не ограничивает гибкость, выдерживает большой перепад температур от -50 до +60°С и защищает медь от окисления. Концы провода должны быть обязательно опрессованы, и уже к ним при помощи болтов  крепятся металлические струбцины. Одну из них подсоединяют к автомобилю, а вторую – к заземлителю. Струбцины обязательно покрывают антикоррозийным составом с высокой проводимостью.

Место заземления пожарных машин на промышленных объектах обязательно отмечено специальным знаком. На практике заземлителем может быть любая металлическая деталь, уходящая в землю: пожарный гидрант, трубы колодцев, скважин, шурфов, опоры ЛЭП.

Если проводится заземление стволов, то на одном конце провода чаще всего вместо струбцины крепится кольцо. Если его нет, то провод можно крепить непосредственно к пожарному оборудованию.

Если необходимо заземлять стволы и насосы, используемые в ручном режиме, то всегда применяют отдельные устройства.

Для чего и где применяется переносное заземление

Переносное заземлений бывает трех разновидностей:

  • Без изолирующих штанг;
  • С изолирующими штангами;
  • С изолирующими штангами с металлическими звеньями.

По области применения переносные заземления могут предназначаться для электроустановок и для воздушных линий. Основным отличием является наличие длинных штанг для удобства крепления на проводах заземлений, предназначенных для работ на воздушных линиях.

Переносное заземление с изолирующими штангами. На штангах видны предохранительные кольца черного цвета.

Также заземления различаются по количеству фаз. Могут быть одно- и трехфазными. Для работ на воздушных линиях напряжением более 200 кВ применяются только однофазные заземления, поскольку большие расстояния между проводами приводят к значительному увеличению массы конструкции. Поэтому на таких линиях для защиты каждой фазы применяется отдельное однофазное заземление.

Блоки ФБС: размеры и характеристики универсального строительного материала

  9918

Назначение оборудования

Этот класс защитных устройств предупреждает поражение током сотрудников спасательной службы во время тушения огня, которое возможно в двух случая:

  1. При возникновении наведенного напряжения на автомобиле. Оно появляется при внешних источниках электромагнитных колебаний на отдельных частях конструкции машины. Ток расходится по деталям и при отсутствии заземления может стать причиной серьезного поражения людей электричеством. Риск становится в разы больше, если рядом с машиной находится электроустановка.
  2. При попадании ОТВ из ствола на электропроводящее место установки, в частности на электромотор насоса.

При работе пожарной техники на объекте используется защитное заземление. Оно бывает двух типов:

  • переносное заземление для пожарных машин (ЗППМ);
  • заземляющее устройство для стволов (ЗПС).

При заборе воды из водонапорной системы заземляют только стволы. В этом случае отдельно заземлять насос не требуется.

Порядок установки и снятия

Установка производится на обесточенный участок токоведущих шин со стороны, с которой возможна подача напряжения. Перед установкой указателем проверяют наличие на токоведущих шинах напряжения, удостоверившись в его отсутствии, производится установка переносного заземления. Первым делом крепятся зажимы на нулевую шину или заземленную конструкцию, а после поочередно на фазные. Установка зажимов производится с помощью изолированной штанги, применив защитные средства, одев боты и рукавицы, как показано на картинке:

Если участок, на котором производится работы, делится коммутационными аппаратами, или производятся с разборкой шин, заземление накладывается с двух сторон от места проведения работ, чтобы исключить наводку напряжения от рядом пролегающих токоведущих шин.

Установка переносного заземления производится с пола или земли, подъем на еще не заземление оборудование запрещен без повторной проверки напряжения. Снятие переносного заземления производится в обратном порядке. Сначала снимаются зажимы с токоведущих шин, потом снимается проводник с заземленного элемента или нулевой шины. Снимать переносное заземление необходимо с помощью изолированной штанги и защитных средств. После снятия перемычек запрещено дотрагиваться к шинам без защитных средств, поскольку на них может наводиться напряжение.

На видео примерах ниже наглядно демонстрируется, как установить переносное заземление:

Помните, производство работ в электроустановках производится по наряд-допуску, в сопровождении наблюдающего, с инструктажем перед началом работ, согласно действующим инструкциям по ТБ и правилам технической эксплуатации.

Вот и все, что хотелось рассказать вам о том, что такое переносное заземление, как установить его и какие требования предъявляются к сечению проводника. Надеемся, информация была для вас полезной и понятной.

Будет интересно прочитать:

  • Что такое шаговое напряжение
  • Как выбрать автоматический выключатель
  • Как пользоваться токоизмерительными клещами

Требования предъявляемые к переносным заземлениям

   Основным требованием, предъявляемым к переносным заземлениям, является их термическая и динамическая устойчивость к току короткого замыкания. Зажимы, которыми проводники закрепляются на токоведущих частях, должны быть такими, чтобы динамическими усилиями они не могли быть сорваны. Кроме того, зажимы должны обеспечивать весьма надежный контакт. В противном случае они при коротком замыкании перегреются и обгорят.

   При протекании тока короткого замыкания закорачивающие проводники сильно нагреваются. Поэтому они должны быть достаточно термически устойчивыми, чтобы оставаться целыми в течение времени отключения под действием релейной защиты закороченного участка. Надо иметь в виду, что медь плавится при температуре 1083° С. Термическая устойчивость проводников важна, потому что при нагреве и обрыве проводников на концах их может появиться рабочее напряжение электроустановки. Минимальное сечение из соображений механической прочности принимается: для электроустановок напряжением выше 1000 В — 25 мм2 и для электроустановок напряжением ниже 1 000 В — 16 мм2. Меньше этих сечений проводники применять нельзя. Для электроустановок напряжением 6 — 10 кВ при значительных токах короткого замыкания проводники переносных заземлений получаются очень большого сечения (120 — 185 мм2), тяжелые и ими трудно пользоваться. В таких случаях разрешается использовать два переносных заземления и более, устанавливая их параллельно одно непосредственно возле другого.

Сечения заземляющих проводников в электроустановках выше 1000 В

Сечение заземляющего проводника, мм2Максимально допустимый ток КЗ, кА при  длительности выдержки основной релейной защиты, с
0,51,03,0
251074
5020148
70251810
90352515
2х50402816
2х95705030

   Расчет сечения проводников переносного заземления производится по упрощенной формуле:

S = ( Iуст √tф ) / 272,

где Iуст — установившийся ток короткого замыкания, А,

tф — фиктивное время, сек.

   Для практических целей значение tф может быть принято равным выдержке времени основной релейной защиты присоединения электроустановки, выключатель которого должен отключать короткое замыкание в точке переносного заземления. Чтобы не изготовлять переносных заземлении различного сечения для распредустройства одного напряжения, за расчетную выдержку времени обычно принимается наибольшая.

   В сетях с заземленной нейтралью сечение проводников рассчитывается по току однофазного короткого замыкания, в то время как в системе с изолированной нейтралью достаточно обеспечить термическую устойчивость при двухфазном коротком замыкании. Применять для заземляющих проводников изолированный провод не разрешается, потому что изоляция не позволяет вовремя обнаружить повреждение жил проводника, которое уменьшает его расчетное сечение и может привести к пережиганию током короткого замыкания.

   Переносное заземление

   Конструкция зажимов для присоединения проводников должна обеспечивать возможность их надежного и прочного закрепления на токоведущих частях с помощью специальной штанги для установки заземления. Закорачивающие проводники присоединяются к зажимам непосредственно без переходных наконечников. Это требование объясняется тем, что в наконечниках могут быть неудовлетворительные контакты, которые трудно обнаружить, но которые при протекании тока короткого замыкания могут выгореть. Соединение закорачивающих проводников трехфазного заземления между собой и к заземляющему проводнику выполняется прочно и надежно опрессовыванием или сваркой. Может быть выполнено и болтовое соединение, но, кроме болтов, соединение должно быть пропаяно твердым припоем. Соединение только пайкой не допускается, поскольку нагрев заземлений при протекании тока может достигать сотен градусов, при котором припой расплавится и соединение нарушится.

Составляющие переносного заземления

В составе комплекта переносного заземления имеется три главных элемента:

  • токопроводящий элемент;
  • контакт;
  • изолирующий слой или сразу несколько изоляторов.

Согласно особенностям конструкции, переносные системы делятся на:

  • бесштанговые;
  • штанговые;
  • штанговые с металлическими компонентами.

Бесштаноговые системы состоят из следующих частей:

  • токопроводящего элемента (гибкого провода);
  • контактного элемента (струбцины, зажимов фаз вместе с крепежом);
  • изоляции, произведенной из гибкого поддерживающего и контролирующего фала.

Штанги изолирующие оперативные и штанги переносного заземления включают в себя:

  • токопроводящий элемент (гибкий провод);
  • контактные зажимы фаз, наконечники, струбцины;
  • изоляцию, изготовленную из диэлектрика.

На картинке выше представлена схема штангового заземления, где цифрами обозначены ее элементы:

  1. Зажимы фаз.
  2. Штанги.
  3. Провод закорачивающий.
  4. Провод заземляющий.
  5. Зажимы.

Конструктивными частями заземлительной системы со штанговыми компонентами из металла являются:

  • токопроводящий элемент с металлическими компонентами (стыкуется с гибким проводом);
  • зажим контактов, присоединенный к струбцине со звеном из металла;
  • штанга-изолятор из диэлектрика, соединенная с токопроводящим элементом и фалами.

На рынке представлены устройства защиты с одной и тремя фазами. Трехфазные системы имеют один проводник заземления и выполняют закорачивающую и заземляющую функцию для трех фаз. Однофазная защита предназначена для защиты работников, занятых на электрических установках с напряжением выше 110 кВт. Такой подход обусловлен тем, что при наличии нескольких фаз между ними необходимо определенное расстояние, а это приводит к излишней громоздкости конструкции.

На картинке выше показано переносное заземление с наличием электродинамических ножей. Цифрами обозначены следующие его элементы:

  1. Провод заземления.
  2. Провод закорачивающий.
  3. Зажимы.
  4. Ножи.
  5. Штанги-диэлектрики.

Обратите внимание! Одно из применений переносных систем — защита работников, занятых ремонтом воздушных линий и распределительных электроустановок

Заземление для пожарной техники

Пожарные автомобили защищаются переносными заземлительными системами, которые позволяют работать в условиях попадания на токопроводящие части оборудования водяных струй. В состав переносного заземления для пожарных машин входят:

  • заземляющий проводник (подвергнутый опрессовке гибкий провод из меди в прозрачной оболочке);
  • наконечники;
  • струбцины.

Наконечники прикрепляются болтами к струбцине с одной стороны и к стволу пожарного автомобиля — с другой.

Заземление для воздушных линий

Чтобы предотвратить поражение током людей при электромонтажных работах на воздушных линиях, используются две разновидности однофазных и трехфазных заземлений:

  1. Системы, оснащенные цельной штангой-изолятором. Такие приспособления ставят с монтажных вышек. Также для подъема наверх могут использоваться монтажные когти и лазы.
  2. Заземлители переносного типа с составной штангой, содержащей токопроводящие металлические элементы. Использование таких устройств имеет место в случае ремонтных работ на высоковольтных линиях электропередачи, в тех случаях, когда работы проводятся с траверсов. Заземлители производятся в однофазной комплектации, поскольку удлиненная штанга в купе с металлическими деталями слишком много весит. А вот однофазные модификации удобны в работе, так как не вынуждают электромонтеров физически перегружаться.

Защита на распределительном оборудовании

При наведении напряжения от соседних цепочек или непроизвольно направленном напряжении на распределительные устройства возможно поражение током. В таких случаях применяются переносные заземлители, которые могут разниться в методах установки в распределительные устройства. Монтаж фазных струбцин осуществляется на наконечники в виде шаров или цилиндров, на токопроводящие шины, а также на участки местонахождения плавких предохранителей. По конструкции все виды устройств одинаковы, а место проведения монтажных работ выбирается исходя из поставленных задач и характеристик той или иной установки.

Основные правила

Документ, регламентирующий способы выполнения и устройства систем заземления, — «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ). Там указано, что заземление технологических трубопроводов — обязательное условие их допуска к эксплуатации.

Основные правила при выполнении подобных систем:

  1. Должна быть обеспечена непрерывная металлическая связь на всей протяженности трубопровода, вне зависимости от его конструкции и назначения.
  2. Тип контура заземления должен соответствовать удельному сопротивлению грунта в месте монтажа и току растекания конструкции.
  3. Трубопровод должен быть соединен с заземляющим контуром минимум в двух точках.

Использование светодиодных лент

Указатели высокого напряжения 35, 110 кВ

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации