Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 607

Индикатор межвиткового замыкания своими руками

Вариант для профессионалов

Специалисты привыкли использовать качественный прибор для межвиткового замыкания. Такой агрегат предназначен исключительно для профессионального ремонта электрооборудования. Для работы понадобится катушка со скобой. Классическим мультиметром можно определить только обрыв на якоре. Для более качественной диагностики лучше использовать аналоговый тестер. Между всеми ламелями обязательно замеряют сопротивление. Во всех случаях показатели должны быть идентичными. В некоторых случаях обмотки могут не сгореть, да и коллектор остается невредимым. Определить замыкание межвиткового типа можно с помощью прибора с прочной скобой от трансформатора. Мультиметр устанавливают на отметку 180 кОм. Щуп аккуратно замыкают на массу, а второй поочередно прикладывают к каждой ламели коллектора. Если якорь по-прежнему не прозванивается на массу, то он абсолютно исправен.

Ремонт, замена, перемотка

После проведения диагностики и определения видов неисправностей ротора следует решение о способах ремонта. Возможно сделать ремонт своими руками, который будет связан с самостоятельной перемоткой якоря. Если этот вариант кажется трудоемким и сложным, можно пойти по упрощенной схеме и заменить сгоревший ротор на новый, соответствующий модели болгарки. Самый простой, но и дорогой вариант – это обратиться в специальную сервисную службу.

При принятии решения о ремонте якоря своими руками в помощь информация, которая имеется в ссылках «Как снять якорь с болгарки», «Замена и ремонт якоря болгарки», «Перемотка якоря болгарки своими руками».

Схема прибора для проверки межвиткового замыкания

Схема прибора описывалась в журнале «Радио» №7 за 1990 год, но до сих пор не потеряла свою актуальность благодаря своей простоте и надежности. С таким пробором проверка межвиткового замыкания осуществляется за считанные секунды.

Собранный для сайта тестер немного отличается от этой схемы. О внесенных изменениях в схему читаем в конце статьи.

Основу тестера составляет измерительный генератор. Он собран на транзисторах VT1, VT2. Частота этого генератора не постоянная и зависит от колебательного контура, который образуется конденсатором С1, а также подключаемой катушкой, она подсоединяется к ХР1 и ХР2. Резистором R1 устанавливается нужная глубина положительной обратной связи, для обеспечения надежной работы измерительного генератора. VT3, включен в диодном режиме, он создает нужный сдвиг напряжения между эмиттером VT2 и базой VT4.

VT4, VT5 представляют собой генератор импульсов, вместе с усилителем мощности на транзисторе VT6 способен обеспечить горение светодиода в трех различных режимах: не горит, мигает с постоянной частотой, а также простое свечение. Выбор режима работы генератора импульсов определяется напряжением смещения на базе транзистора VT4.

При сборке устройства целесообразно проверять правильность схемы постепенно. Проверку работоспособности генератора импульсов можно осуществить подключением переменного резистора на 1 кОм, как показано на схеме. Вращая движок этого резистора можно убедиться, что генератор импульсов работает правильно во всех режимах

При установки сопротивления 200-300 Ом, важно убедиться, что происходит мигание светодиода

Работа тестера осуществляется следующим образом. Если выводы тестера замкнуты, измерительный генератор не возбуждается вовсе, VT2 будет открытым. Напряжения на эмиттере VT2, а значит, на базе транзистора VT4 будет недостаточно, что бы заработал генератора импульсов. VT5, VT6 в таком случае будут открыты, а диод будет гореть постоянно, что сигнализирует о целостности цепи.

В случае подключения к измерительным выводам устройства исправной катушки,припустим, осуществляется проверка трансформатора на межвитковое замыкание, а также произведя подстройку с помощью R1, измерительный генератор начнет возбуждаться. На эмиттере VT2 напряжение будет увеличиваться, это все приведет к увеличению напряжения смещения на базе VT4, а также пуска генератора импульсов. Диод должен мигать.

Если окажется, что обмотка, которую проверяют, имеет короткозамкнутые витки, тогда измерительный генератор не будет возбуждаться, а прибор заработает также, как и в случе замкнутых выводов (контрольный диод засветится).

Когда измерительные выводы будут отключены или появится обрыв, тогдаVT2 будет закрыт. Напряжение на его эмиттере, а это значит, что и на базе VT4 возрастает. Он открывается до насыщения, а колебания генератора импульсов будут сорваны. VT5, VT6 закроются, а контрольный диод не засветиться вовсе.

Еще одной особенностью этого тестера есть возможность проверки p-n переходов. Подключая к аппарату кремниевый диод или транзистор (анод к ХР1, катод к ХР2), контрольный светодиод должен мигать. При пробое светодиод просто горит, а в случае обрыва не светится.

Вместо VT1— VT3 можно ставитьКТ358В или КТ312В. КТ361Б легко заменяются на КТ502, КТ209. При использовании светодиода необходимо последовательно с ним включать сопротивление около 30-60 Ом.; питания прибора осуществляется от источника — 3В. При использовании кроны целесообразно применить стабилизатор на 3,3В.

Иногда в крайнем правом положении переменного резистора, а также разомкнутых щупах тестера диод может засветиться. Необходимо изменить сопротивление резистора R3 (немного его увеличить), добиться, чтобы диод потух.

Когда проверяются катушки небольшой индуктивности, интенсивность перестройки переменного резистора, возможно, будет чрезмерной. Можно с легкостью выйти из этого положения включением последовательно с резистором R1 дополнительного переменного резистора с небольшим максимальным сопротивлением, например 1 кОм.

Как найти межвитковое замыкание

Замыкание витков легко определить, для этого есть несколько методов

Во время работы электродвигателя обратите внимание на неравномерный нагрев статора. Если одна его часть нагрелась больше, чем корпус двигателя, то необходимо остановить работу и провести точную диагностику мотора

Существуют приборы для диагностики замыкания витков, можно проверить токовыми клещами. Нужно измерить нагрузку каждой фазы по очереди. При разнице нагрузок на фазах надо задуматься о наличии межвиткового замыкания. Можно перепутать витковое замыкание с перекосом фаз сети питания. Чтобы избежать неправильной диагностики, надо измерить приходящее напряжение питания.

Обмотки проверяют мультиметром путем прозвонки. Каждую обмотку проверяем прибором отдельно, сравниваем результаты. Если замкнуты оказались всего 2-3 витка, то разница будет незаметна, замыкание не выявится. С помощью мегомметра можно прозвонить электромотор, выявив наличие замыкания на корпус. Один контакт прибора соединяем с корпусом мотора, второй к выводам каждой обмотки.

Если нет уверенности в исправности двигателя, то необходимо произвести разборку мотора. При разборе нужно осмотреть обмотки ротора, статора, наверняка будет видно место замыкания.

Наиболее точным методом проверки замыкания между витками обмоток является проверка понижающим трансформатором на трех фазах с шариком подшипника. Подключаем на статор электромотора в разобранном виде три фазы от трансформатора с пониженным напряжением. Кидаем шарик подшипника внутрь статора. Шарик бегает по кругу – это нормально, а если он примагнитился к одному месту, то в этом месте замыкание.

Можно вместо шарика применить пластинку от сердечника трансформатора. Ее также проводим внутри статора. В месте замыкания витков, она будет дребезжать, а где замыкания нет, она просто притянется к железу. При таких проверках нельзя забывать про заземление корпуса двигателя, трансформатор должен быть низковольтным. Опыты с пластинкой и шариком при 380 вольт запрещаются, это опасно для жизни.

5.1.7. Статические тяговые характеристики электромагнитов и механические характеристики аппаратов

Для удерживающих электромагнитов
интерес представляет только сила Р,
создаваемая электромагнитом при
неизменном (притянутом) положении
детали.

Для притягивающих электромагнитов нас
интересует зависимость создаваемого
электромагнитом усилия от рабочего
зазора Р=f()
или зависимость момента от угла раствора
якоряМ =f(),
так как для приведения в действие того
или иного аппарата необходимо преодолеть
его противодействующие силы, изменяющиеся
по ходу якоря у разных аппаратов
по-разному. Примеры тяговых характеристик
некоторых электромагнитов приведены
на рис. 5-7.

Под механической характеристикой
аппарата понимают зависимость суммарной
силы сопротивления, противодействующей
перемещению подвижной системы, от хода
якоря. Суммарная сила сопротивления
складывается из противодействующих
сил отключающих и контактных пружин,
веса подвижной системы и сил трения в
подшипниках и шарнирах между подвижными
деталями. При этом противодействующие
силы пружин и веса всегда направлены в
одну сторону независимо от направления
перемещения якоря, силы трения меняют
свое направление в зависимости от
направления движения якоря. Характеристики
обычно строятся: для прямоходовых
подвижных систем в осях «противодействующая
сила Ротр.— рабочий зазор»,
для поворотных магнитных систем в осях
«противодействующий момент Мотр– угол поворота»,
где Ротр

Рис. 5-7. Статические
тяговые характеристики некоторых
электромагнитных систем:

1 – 8 – формы систем
и соответствующие им характеристики

.и Мотр– соответственно отрывные усилие и
момент.

При включении

Ротр.= Рпруж.=G+ Ртр(5-37)

соответственно

Мотр= Мпруж.=МG+Mтр; (5-38)

при отключении

Ротр.= Рпруж.=G— Ртр(5-39)

и соответственно

Мотр= Мпруж.=МG-Mтр; (5-40)

где Рпруж— усилия, создаваемые
отключающими и контактными пружинами;Gвес подвижной
системы, в зависимости от конструкции
вес может противодействовать ( + ) или
помогать ( —) включению; где Ротр
силы трения.

Рис. 5-8. Механические характеристики
контактора: а – при включении; б – при
отключении

В общем случае механическая характеристика
представляет собой ломаную линию (рис.
5-8). В качестве примера рассмотрим
построение механической характеристики
электромагнитного контактора при
включении и отключении. В точке
1действуют вес подвижной системы (кривая1), сила отключающей пружины (кривая
2) и силы трения (кривая 3). При движении
якоря Ротрвозрастает за счет
дополнительного сжатия отключающей
пружины. В точке2происходит соприкосновение контактов,
при этомРотрвозрастает
сначала скачкообразно за счет начального
нажатия (кривая4), а затем плавно за
счет дополнительного сжатия контактных
пружин. Кривая 5 представляет собой
сумму кривых1—4 и является механической
характеристикой рассматриваемого
аппарата.

Тяговая характеристика Р (кривая6) представляет собой зависимость
силы притяжения электромагнита от
зазора (соответственно зависимость
момента притяжения от угла поворота
якоря). Движение якоря начнется, когда
электромагнитная сила притяжения при=1станет больше противодействующей. Для
обеспечения четкого и надежного включения
аппарата тяговая характеристика должна
лежать выше механической и соответствовать
ей. В зависимости от конструкции и рода
тока электромагнита могут быть получены
различного рода статические тяговые
характеристики, как это показано на
рис. 5-7.

Расположение катушки в магнитной системе
относительно рабочего зазора в
значительной степени определяет поток
рассеяния. Таким образом, при данной

МДС значение силы притяжения электромагнита
также зависит от расположения катушки
в магнитной системе. Большая сила
притяжения получается, когда рабочий
зазор расположен внутри катушки. При
этом катушка должна быть смещена в
сторону якоря.

Определение короткозамкнутых витков

Подробности
Опубликовано 06.02.2013 01:07

       Очень часто при ремонте или самостоятельном изготовлении электромагнитов, дросселей, трансформаторов, электромоторов, по разным причинам могут возникать короткозамкнутые витки — КЗВ, которые негативно влияют на работу прибора.       Причины наличия КЗВ -это плохая намотка, сильное натяжение, царапины и  повреждение изоляции провода и т. д. Для определения короткозамкнутых витков при намотке катушек, и убедения в отсутствии КЗВ служит данный прибор для определения короткозамкнутых витков.

  

Рис.1 Принципиальная схема для определения короткозамкнутых витков.

    Прибор представляет собой генератор НЧ на одном транзисторе, работающий в режиме непрерывной генерации и имеющий регулировку генерации вплоть до ее срыва. Достаточно образоваться лишь одному КЗВ, чтобы увеличилось противодействие электромагнитных полей между катушками индуктивности, вызывающее уменьшение общей ЭДС в витках, и в результате транзистор запирается, что приводит к срыву генерации. Порог срыва устанавливают переменным резистором. О наличии генерации сигнализируют звук (тонкий писк) и горение светодиода. Прибор содержит три катушки индуктивности: L1-60 витков провода ПЭВ-1 0,2, L2-55 и L3-220 витков ПЭВ-1 0,35. Катушки L2 и L3 намотаны в один слой, виток к витку, на ферритовом стержне марки 400НН, 0 8 мм и длиной 120-160 мм. Катушка L1 расположена поверх L2 на картонной гильзе, способной перемещаться вдоль стержня для подбора максимального свечения светодиода. Указанный на схеме транзистор можно заменить на П213-П216 с любым буквенным индексом. Резистор R2 МЛТ-0,5, переменный резистор R1 СПО-0,5. Светодиод АЛ102 с любым буквенным индексом. Кнопка КМ1-1 или другая малогабаритная с нормально разомкнутым контактом. Питание Прибора осуществляется от батареи 3336Л или трех элементов ФБС. Подготовка прибора к работе заключается в установке генерации, близкой к срыву. Для этого нужно сделать контрольный короткозамкнутый виток, у которого диаметр провода должен быть точно таким же, как у испытываемой катушки, а диаметр самого витка — немного больше диаметра верхнего слоя обмотки. Затем вводим в КЗВ стержень прибора и, вращая движок переменного резистора, добиваемся срыва генерации. После этого КЗВ выносим за пределы стержня: генерация вновь должна возобновиться. В противном случае поверните движок переменного резистора на небольшой угол в обратную сторону. Повторите настройку заново, но при этом вращать движок нужно медленнее. Возможен случай, что при короткозамкнутом витке генерация не срывается, но значительно повышается ее частота (ощутимо на слух), и яркость свечения светодиода понижается. Такой случай возможен при проверке обмотки с малым диаметром провода до 0,1- 5 мм.

Рис.2 Печатная плата прибора.

     Прибор позволяет построить график чувствительности, показывающий максимальный диаметр проверяемой обмотки, зависящий от диаметра провода обмотки (смотри график). В рабочей зоне прибор четко реагирует на один КЗВ в испытуемой обмотке. Если же их количество будет большим, то рабочая зона прибора расширяется, график чувствительности выпрямляется (показано на рисунке пунктиром).

Рис.3 График чувствительности прибора

 По материалам Ю.ГОНЧАРОВ, Кировоград, Моделист-Конструктор №4, 1991г., стр.29

Ремонт: Устранение пробоя изоляции

Если пробой изоляции был небольшой и вы его нашли, необходимо очистить это место от нагара и проверить сопротивление. Если его значение нормальное, заизолируйте провода асбестом. Сверху капните быстросохнущим клеем типа «Супермомент». Он просочится через асбест и хорошо заизолирует провод.

Если вы так и не нашли место пробоя изоляции, то попробуйте аккуратно пропитать обмотку пропиточным электроизоляционным лаком. Пробитая и непробитая изоляция пропитается этим лаком и станет прочнее. Высушите якорь в газовой духовке при температуре около 150 градусов. Если и это не поможет, попробуйте перемотать обмотку или поменять якорь.

Пайка пластин коллектора

Ламели установлены на пластмассовую основу. Они могут быть стёрты до самой основы. Остаются только края, до которых щётки не достают.

Такой коллектор можно восстановить методом пайки.

Из медной трубы или пластины нарежьте необходимое количество ламелей по размерам.
После того как зачистили якорь от остатков меди, припаивайте обычным оловом с паяльной кислотой.
Когда все ламели припаяны, сделайте шлифовку и полировку. Если нет токарного станка, воспользуйтесь дрелью или шуруповёртом. Вставьте вал якоря в патрон. Сначала отшлифуйте напильником. Потом отполируйте нулевой наждачной бумагой. Не забудьте прочистить пазы между ламелями и измерить сопротивление.
Бывают не до конца повреждённые ламели. Чтобы их восстановить, необходимо провести более тщательную подготовку

Слегка проточите коллектор для очистки пластин.
Место под пластиной нужно расширить бормашиной осторожно, чтобы не снять большой слой изолятора.
Найдите два куска медного провода такого размера, чтобы они плотно улеглись в образовавшийся паз. Очищенные провода уложите в паз и облудите.
Сделайте заготовку ламели из меди

Она должна плотно входить в паз и быть выше существующих ламелей, чтобы легче паять.
Облудите заготовку так, чтобы было много припоя. Она плотнее будет сидеть в пазу. Уложите заготовку в паз и приложите к ней паяльник. Держите его, пока припой не расплавится.
Лишнее сточите напильником, отшлифуйте и отполируйте.

Если коллектор был изношен полностью, то после пайки его хватит не более, чем на месяц активного использования. А не до конца повреждённые пластины после такого ремонта выдерживают несколько замен щёток и не выпаиваются.

Гальваническое наращивание пластин коллектора

Восстановленная медь очень твёрдая. Срок службы коллектора как у нового. Гальваническим наращиванием можно восстановить как полностью стёртый коллектор, так и частично повреждённые пластины.

Качество восстановления будет одинаковым.

  • Хорошо зачистьте всю поверхность коллектора, включая изолятор между ламелями.
  • Намотайте оголённый медный провод диаметром около 0,2 миллиметра.
  • Обмотайте скотчем вал якоря, а коллектор с торца намажьте пластилином, чтобы медь не разрасталась там, где не надо. И чтобы на железо не попал электролит.
  • Для ванночки отрежьте пол пластиковой бутылки. На вал намотайте изоленту так, чтобы она плотно держалась в горлышке бутылки. Вставьте якорь в бутылку.
  • Возьмите кусок медной шины. Её размер в два раза больше наращиваемой поверхности. Сверните её спиралью и поместите в бутылку.
  • Подключите источник питания минусом к восстанавливаемой поверхности, а плюсом к шинке. Полтора ампера тока на один квадратный дециметр раствора. Если коллектор отделён от вала, обмотайте его проволокой и подвесьте в банке на какой-нибудь перекладине, чтобы электролит касался только изношенной части ламелей. Подключите последовательно лампочки разной мощности, чтобы регулировать силу тока и предотвращать короткое замыкание на сосуде. Через 24 часа получается восстановленный коллектор.
  • Коллектор необходимо проточить и разделить пластины бормашиной или ножовочным полотном. В конце протестируйте коллектор на отсутствие замыканий между пластинами.

Составные части электролита:

  1. Медный купорос — 200 г.
  2. Серная кислота 1,84 — 40 г.
  3. Спирт — 5 г. Его можно заменить тройным количеством водки.
  4. Кипячёная вода — 800 мл.

Короткозамкнутый виток

Короткозамкнутый виток повреждается из-за сильных ударов при включении разрегулированного контактора, а также при недопустимых нагревах сердечника. Чтобы сменить лопнувший короткозамкнутый виток, отгибают стальные пластинки, приклепанные к крайним стяжным листам пакета сердечника, вынимают поврежденный виток из желобка в сердечнике и установив в желобке новый, закрепляют, загибая стальные пластинки на новый короткозамкнутый виток. Новые коротко-замкнутые витки изготовляют преимущественно из латуни, сохраняя размеры поврежденного витка. Запрещается изменять материал, размеры и сечение короткозамкнутого витка во избежание нарушения нормальной работы контактора.

Методы снижения вибрации якоря в реле переменного тока.

Короткозамкнутый виток подобен вторичной обмотке трансформатора, образованного на потоке ФВ.

Проверка нажатий главных контактов контактора.

Короткозамкнутый виток повреждается из-за сильных ударов при включении разрегулированного контактора, а также при недопустимых нагревах сердечника. Чтобы сменить лопнувший коротко-замкнутый виток, отгибают стальные пластинки, приклепанные к крайним стяжным листам пакета сердечника, вынимают поврежденный виток из желобка в сердечнике и, установив в желобке новый, закрепляют, загибая стальные пластинки на новый корот-козамкнутый виток. Новые корот-козамкнутые витки изготовляют преимущественно из латуни, сохраняя размеры поврежденного витка. Запрещается изменять материал, размеры и сечение коротко-замкнутого витка, так как это может привести к нарушению нормальной работы контактора. Поврежденные пружины должны быть заменены новыми из числа запасных частей, поставляемых комплектно с контактором.

Проверка нажатий главных контактов контактора.

Короткозамкнутый виток повреждается из-за сильных ударов при включении разрегулированного контактора, а также при недопустимых нагревах сердечника.

Схемы замедления срабатывания электромагнита.| К пояснению принципа работы электромагнита постоянного тока с короткозамкну.

Короткозамкнутый виток ( обмотка) замедляет нарастание потока при включении электромагнита и в гораздо большей степени его уменьшение при отключении электромагнита.

Короткозамкнутый виток 14 в правой части якоря обеспечивает четкую работу электромагнитного элемента без вибрации якоря. При этом реле срабатывает без выдержки времени, как бы отсекая зависимую от времени характеристику, в связи с чем э лектро-магнитный элемент в реле серии РТ называют отсечкой. Ток срабатывания отсечки может устанавливаться с помощью винта 12 от двух — до восьмикратного тока срабатывания индукционного эле-мента реле.

Короткозамкнутый виток повреждается из-за сильных ударов при включении разрегулированного контактора, а также при недопустимых нагревах сердечника. Чтобы сменить лопнувший короткозамкнутый виток, отгибают стальные пластинки, приклепанные к крайним стяжным листам пакета сердечника, вынимают поврежденный виток из желобка в сердечнике и, установив в желобке новый, закрепляют, загибая стальные пластинки на новый короткозамкнутый виток. Новые короткозамкнутые витки изготовляют преимущественно из латуни, сохраняя размеры поврежденного витка. Запрещается изменять материал, размеры и сечение короткозамкнутого витка во избежание нарушения нормальной работы контактора.

Короткозамкнутый виток создает магнитный поток, отстающий от основного потока на четверть периода переменного тока, и удерживает якорь при прохождении напряжения через нуль, значительно снижая гудение магнитной системы контактора.

Установка короткозамкнутого витка на якоре электромагнита.

Короткозамкнутый виток, укрепленный на расщепленном полюсе, может разорваться при достаточно большом числе срабатываний электромагнита вследствие расщепления полюса во время ударов.

Короткозамкнутый виток на токовом электромагните служит для регулировки внутреннего угла. Если счетчик спешит, то короткозамкнутый виток надо удалить от магнитопровода параллельной цепи.

Как прозвонить асинхронный электродвигатель

Если при внешнем осмотре ничего не выявлено, тогда необходимо продолжить проверку при помощи электротехнический измерений.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Самым распространенным

в домашнем хозяйстве электроизмерительным прибором является мультиметр. При его помощи можно прозвонить на целостность обмотки и на отсутствия пробоя на корпус.

В двигателях на 220 Вольт.

Необходимо прозвонить пусковую и рабочую обмотки. При чем у пусковой сопротивление будет 1.5 раза больше, чем у рабочей. У некоторых электромоторов пусковая и рабочая обмотка будет иметь общий третий вывод. Подробнее об этом читайте здесь.

Например

, у мотора от старой стиральной машины есть три вывода. Самое большое сопротивление будет между двумя точками, включающей в себя 2 обмотки, например 50 Ом. Если взять оставшейся третий конец, то это и будет общий конец. Если замерить между ним и 2 концом пусковой обмотки- получите величину около 30-35 Ом, а если между ним и 2 концом рабочей- около 15 Ом.

В двигателях на 380 Вольт,

подключенных по схеме звезда или треугольник необходимо будет разобрать схему и прозвонить отдельно каждую из трех обмоток. У них сопротивление должно быть одинаковым от 2 до 15 Ом с отклонениями не более 5 процентов.

Обязательно необходимо прозвонить

все обмотки между собой и на корпус. Если сопротивление не велико до бесконечности, значит есть пробой обмоток между собой или на корпус. Такие двигатели необходимо сдать в перемотку обмоток.

Как проверить сопротивление изоляции обмоток электродвигателя

К сожалению, мультиметром не проверить

величину сопротивления изоляции обмоток электромотора для этого необходим мегомметр на 1000 Вольт с отдельным источником питания. Прибор дорогой, но он есть у каждого электрика на работе, которому приходится подключать или ремонтировать электродвигатели.

При измерении

один провод от мегомметра присоединяют к корпусу в неокрашенном месте, а второй по очереди к каждому выводу обмотки. После этого измерьте сопротивление изоляции между всеми обмотками. При величине менее 0.5 Мегома- двигатель необходимо просушить.

Будьте внимательны

, во избежание поражения электрическим током не прикасайтесь к измерительным зажимам во время проведения измерений.

Все измерения проводятся

только на обесточенном оборудовании и по продолжительности не менее 2-3 минут.

Как найти межвитковое замыкание

Наиболее сложным является поиск межвиткового замыкания

, при котором замыкается между собой лишь часть витков одной обмотки. Не всегда выявляется при внешнем осмотре, поэтому для этих целей применяется для двигателей на 380 Вольт- измеритель индуктивности. У всех трех обмоток должно быть одинаковое значение. При межвитковом замыкании у поврежденной обмотки индуктивность будет минимальной.

Когда Я был на практике 16 лет назад на заводе, электрики для поиска межвитковых замыканий у асинхронного мотора мощностью 10 Киловатт использовали шарик из подшипника диаметром около 10 миллиметров. Они вынимали ротор и подключали 3 фазы через 3 понижающих трансформатора на обмотки статора. Если все в порядке шарик движется по кругу статора, а при наличии межвиткового замыкания он примагничивается к месту его возникновения.

Проверка должна быть

кратковременной и будьте аккуратны шарик может вылететь!

Я уже давно работаю электриком и проверяю на межвитковое замыкание, если только двигатель на 380 В начинает сильно греться после 15-30 минут работы. Но перед разборкой, на включенном моторе проверяю величину потребляемого им тока на всех трех фазах. Она должна быть одинаковой с небольшой поправкой на погрешности измерений.

ТДКС

Разберемся, как проверить импульсный трансформатор. Омметром можно будет установить только целостность обмоток. Работоспособность устройства устанавливается при подключении в схему, где участвует конденсатор, нагрузка и звуковой генератор.


Смотреть галерею

На первичную обмотку пускают импульсный сигнал в диапазоне от 20 до 100 кГц. На вторичной же обмотке делают замеры величины осциллографом. Устанавливают присутствие искажений импульса. Если они отсутствуют, делают выводы об исправном устройстве.

Искажения осциллограммы говорят о подпорченных обмотках. Ремонтировать такие устройства не рекомендуется самостоятельно. Их настраивают в лабораторных условиях. Существуют и другие схемы проверки импульсных трансформаторов, где исследуют присутствие резонанса на обмотках. Его отсутствие свидетельствует о неисправном устройстве.

Также можно сравнивать форму импульсов, поданных на первичную обмотку и вышедших со вторичной. Отклонение по форме также говорит о неисправности трансформатора.

Элементарная проверка

Первым делом необходимо аккуратно установить индуктор на платформе тормозного изделия и включить его в сеть. Переключатель следует перевести в положение 4. Якорь аккуратно укладывают на полюса индуктора, после чего закрепляют на валу приспособление для проворачивания якоря. Можно включить стенд. Мастеру предстоит аккуратно прижать щупы контактного агрегата к двум соседним коллекторам якоря. Немного проворачивая механизм, нужно отыскать положение, при котором показания механизма будут находиться на максимальной отметке. При помощи резистора устанавливают стрелку устройства на максимально удобную отметку шкалы. Необходимо постепенно проворачивать якорь, не меняя при этом пространственного положения щупов. Мастеру остается только считать показания прибора.

Чем опасно появления короткозамкнутых витков в обмотке трансформатора

Появление на обмотке считается дефектом оборудования, которое следует устранять. Электротехническая схема указывает, что подтвержденной частью обмотки является первичная. Та, на которой есть они, является вторичной. Для устранения дефектов используются методики, основанные на знании о параметрах возникающей магнитной связи между частями обмотки.

Действие напряжения импульса неразрывно связно не только с поврежденной частью обмотки. Воздействие влияет на работу первичной части, которая дефектов не имеет. Проявляется действие короткозамкнутых контуров прежде всего в резких и ничем не обусловленных скачках напряжения

Обратите внимание, что:

  • для устранения проблемы необходим расчет параметров витка;
  • если характеристики первичного и вторичного витков похожи, то скачок напряжения будет максимальным;
  • идентичные характеристики витков приводят к увеличению рассеивающего коэффициента.

В результате наличия витков короткозамкнутого контура возникают скачки напряжения. Но это не единственная серьезная проблема, требующая рассмотрения и решения. Поражается вторичная обмотка из-за рассеивания магнитного потока, возникает короткое замыкание в этой части. Явление грозит выходом их строя конструктивных узлов механизма и тех приборов, которые оно питает (по крайней мере одновременное их отключение от сети или переброс в атомический режим работы от аккумуляторов). Также возникает опасность поражения электрическим током. Безусловно, диагностика трансформатора (обязательная визуальная и при помощи прибора) является обязательным методом безопасности на производстве.

Короткозамкнутый виток в трансформаторе: что это такое?

Короткозамкнутый дефект представляет собой нарастание потока магнитной энергии. Происходит это при включении электромагнита при средних показателях напряжения трансформатора. Падение потока наблюдается при отключении.

Находится на двух стержнях сердечника. Но в зависимости от конструктивных узлов и характеристик трансформатора изменяется.

Особенность его в том, что складываться основным энергетическим потоком. Устанавливается параметр в сторону отставания, при этом угол, наблюдаемый между первичным и вторичным токами, уменьшается. При этом изменяется не только величина потока, но фаза, что является важным показателем. В обязательном порядке используются специальные механизмы для определения этого угла.

Прибор для проверки межвиткового замыкания – схема

Для определения межвиткового замыкания существуют специальные тестеры-пробники, в основе которых лежат различные физические явления. Схему одного из таких приборов мы уже рассматривали ранее. Но сегодня у нас более экзотическая схема, которая описывалась в журнале «Радиоконструктор 03/2007 стр. 17″. Такой прибор способен автоматически определить, есть ли в обмотке обрыв, или выявить межвитковое замыкание.

В основе этого индикатора лежит принцип самоиндукции. На тестируемую катушку подаются импульсы звуковой частоты. Генератор импульсов собран на VT1-VT2, а частота его зависит от C1-C2 (должна быть в звуковом диапазоне). Транзисторы VT3-VT4 развязывают генератор от тестируемой катушки и обеспечивают необходимое значение импульсов тока, которые подаются на катушку.

D1VT5VT5-VT6Гр.1

Если в катушке есть межвитковое замыкание – ее индуктивность сильно падает, ЭДС самоиндукции будет иметь незначительную величину, недостаточную для открытия VT5 и звучания динамик Гр.1.

Транзисторы VT7-VT8 отвечают за работу светодиодов HL1 и HL2. Когда в катушке есть обрыв – горит HL2, если же обрыва нет – открываются транзисторы VT7—VT8 и загорается HL1, а HL2 шунтируется и тухнет.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации