Андрей Смирнов
Время чтения: ~12 мин.
Просмотров: 456

Устройства заземления автомобильных цистерн: виды и характеристики

Основные составляющие и принцип работы

Противовзрывная защитная секция (унифицированная) – УЗС-1 в коробке УЗ-3 (показана  на рис. 1). Коробка УЗ-3 для противовзрывной защитной секции (унифицированной) – УЗС-1, состоит из корпуса 1 и съемной крышки 2. Коробка УЗ-3 приваривается к воздуховодам диаметром 630 мм. Противовзрывная защитная секция (унифицированная) – УЗС-1 по специальным направляющим вставляется в коробку УЗ-3. Крышка плотно и герметично закрывает коробку УЗ-3 для противовзрывной защитной секции (унифицированной) – УЗС-1.

Рисунок 1 – Противовзрывная защитная секция (унифицированная) – УЗС-1 в коробке УЗ-3

Обозначения на чертеже:

1 – Корпус коробки

2 – Съемная крышка

3 – Секция УЗС-1

Противовзрывные защитные секции  (унифицированные) – УЗС-1 в коробках УЗ-3 — устанавливаются  на вертикальных и горизонтальных воздуховодах , снимающиеся крышкой в бок. Воздуховоды привариваются к коробке сплошным герметичным швом с двух сторон. Секция, по направляющим, вдвигается в коробку

При монтаже противовзрывных защитных секций (унифицированных) – УЗС-1 в коробках УЗ-3 — на воздуховоде необходимо обратить внимание на возможность подхода к изделию, и на обеспечение свободного открывания снимающейся крышки, а также на изятие ее из коробки УЗ-3 или установку в ней противовзрывной защитной секции (унифицированной) УЗС-1

Общее описание

Устройство заземления автоцистерн — оборудование, позволяющее избежать появления искр при использовании пожароопасных веществ. Основная функция — контролировать сопротивление для отвода статических токов.

Стоит отметить определенную «группу риска» — места с пониженным уровнем влажности. В таких помещениях воздушные массы характеризуются отличными показателями проводимости электричества, ввиду чего токи могут спокойно «течь» через них. В случае с влажной средой вероятность появления искры, обусловленной электростатическим зарядом, сравнительно невелика.

Если же уровень влажности перешел за отметку в восемьдесят пять процентов, шанс возникновения проблем практически сходит на ноль. Однако говорить о подобных условиях можно преимущественно теоретически: встречаются они крайне редко.

Для предотвращения серьезных аварий, обусловленных появлением искр, на всех автомобильных заправках монтируют устройства заземления. В общий контур встраивают заземляющий прибор. Однако не стоит забывать о том, что УЗА — лишь элемент общей системы, но никак не замена обычной цепи заземления.

Можно выделить основные функции приборов, ориентированных на заземление автоцистерн; среди них:

  • Контроль целостности проводника, обеспечивающего заземление.
  • Контроль показателей сопротивляемости на поверхностях контакта.
  • Уведомление сотрудников о получении проводником урона и высоком уровне сопротивления. В случае аварийной ситуации работники будут оповещены посредством звука и света.
  • Автоматическое выключение насосного оборудования в случае серьёзной аварии.

Заземлитель УЗА 220В

Прибор УЗА 220В выпускается в двух комплектациях: с внешним электропитанием, с взрывозащищенным блоком.

Оборудование обладает таким функционалом:

  • заземление автоцистерны;
  • блокирование подачи топлива при отсутствии заземлительного контура;
  • индикация показателей.

Степень защищенности прибора от воздействия влаги и пыли — IP66. Прогнозируемый срок эксплуатации — 15 лет. Взрывобезопасная модель облачена в стальной корпус. В оборудовании есть два кабельных ввода диаметром 5 и 10 миллиметров.

Заземлитель УЗА-2МК 06

Устройство сохраняет функциональные возможности при температурах от минус 20 до плюс 40 градусов. Электропитание подается из автономных источников. Прибор снабжен искробезопасными выходами.

Объем аккумуляторной батареи — 3 Ампера в час. Напряжение не должно быть выше 6,3 Вольт, а наибольший показатель тока — 0,06 Ампера.

Характеристики искробезопасной цепи значительно отличаются. Максимальный уровень напряжения — 6,7 Вольт. Разрешенный ток — 0,015 Ампер. Длина проводника-заземлителя — 6 метров. Прибор рассчитан на 6-летнюю эксплуатацию.

Задачи устройства заземления

Заземлитель автоцистерн — прибор, позволяющий избежать искрения при работе с горючими материалами. Основная задача устройства — обеспечить в цепи заземления контроль сопротивления, чтобы отвести заряд статического электричества.

Особенно интенсивно статические заряды образуются при низком уровне влажности. Влажный воздух отличается высокой электропроводностью, позволяющей зарядам протекать через него. В результате во влажной среде электростатические заряды менее вероятны, а при уровне влажности выше 85 % практически не возникают.

Чтобы предотвратить аварийные ситуации, возникшие из-за искрения, на автозаправочных станциях устанавливаются заземлительные контуры. В общий контур интегрируются устройства заземления автоцистерн. УЗА — лишь элемент общей системы, а не замена заземляющей цепи.

К задачам устройств защиты автоцистерн относят:

  1. Мониторинг целостности заземлительного проводника.
  2. Контроль показателей сопротивления на контактных участках.
  3. Оповещение работников о повреждении проводника и повышенном сопротивлении. О тревожной ситуации персонал извещается звуковыми и световыми сигналами.
  4. Автоматическое отключение насосного оборудования при возникновении аварийных ситуаций.

Конструкция

Конструкция прибора включает индикаторный блок и двухжильный заземлительный кабель. УЗА, предназначенные для питания от внешних источников, дополнительно комплектуются блоком питания с встроенным в схему реле. Все оборудование предлагается во взрывозащищенном исполнении.

Индикатор состоит из красного светового диода со 180-градусным обзором и микрочипа-контроллер. Чип отгорожен от внешней среды компаундной заливкой. Отдельные модели индикаторов способны издавать звуковые сигналы.

Кабель заземления поставляется с парой одинаковых пружинных зажимов. С помощью фиксирующих устройств кабель монтируется на металлических участках цистерн. Толщина контактных поверхностей на автоцистернах должна составлять от 3 до 30 миллиметров, длина кабеля заземления — от 6 до 100 метров (зависит от модели оборудования).

Выпускается два типа приборов — спиральные и с использованием силиконовой оболочки. Различия между типами модификаций состоят в разном аппаратном обеспечении, климатическом исполнении, особенностях конструкции и дизайна.

Тип электропитания

По способу питания существуют три типа устройств, обеспечивающих безопасность при заправке автоцистерн:

  1. С автономным питанием. В составе прибора есть встроенный аккумулятор. Такие УЗА применяют как для установки в автоцистерны, так и для интеграции в системы заземления АЗС. В комплектации есть зарядное приспособление.
  2. Приборы для работы на постоянном токе напряжением 12 – 24 Вольт. Электропитание таких моделей осуществляется из бортовой сети бензовоза. Установка УЗА производится прямо на цистерну. Блок питания с выпрямителем может располагаться на автозаправочной станции.
  3. Устройства на переменном токе напряжением 220 Вольт. Встраиваются в систему заземления АЗС.

Маркировка

Все приборы подлежат маркировке с информацией, включающей такие данные:

  • наименование устройства;
  • дата изготовления;
  • заводской номер;
  • указание на взрывобезопасность (обозначается как Ex);
  • класс защищенности от взрывов;
  • товарный знак компании-производителя.

При небольших размерах маркировочного шильдика дополнительная информация указывается в сопроводительных документах к прибору.

Сюда включаются следующие данные:

  • изображение знака обращения на территории стран-членов Таможенного Союза;
  • номер сертификата соответствия и название организации, его выдавшей.

Переносные устройства заземления автоцистерн

Переносные устройства заземления позволяют отводить статические электрические заряды при наполнении автоцистерн жидкими нефтепродуктами не только на автозаправочных станциях, но и в поле, что делает их востребованными в Вооруженных силах, где приходится проводить дозаправку в особых условиях.

Переносные образцы таких изделий работают по схожему со стационарными аналогами принципу: необходимо соединить проводник с контуром заземления, тем самым сформировав электрическую цепь .

Такие аппараты состоят из нескольких конструктивных элементов:

  • схемы цепного контроля;
  • индикационной схемы;
  • разъемов для подключения.

Как известно — цены на снегоуборочные машины для дома зависят не только от фирмы-производителя, но и от функциональных особенностей данной техники.

Из следующей статьи вы сможете узнать, как производится разборка грузовых полуприцепов.

По следующему адресу http://spez-tech.com/tehnika/raznoe/gidromolot-na-baze-ekskavatora-osobennosti-i-oblast-primeneniya.html можно узнать, какими особенностями обладает гидромолот на базе экскаватора.

Подобное оборудование просто незаменимо на автозаправочных станциях , его применение осуществляется в соответствии с требованиями пожаробезопасности. Существуют нормы и требования, опираясь на которые, владельцы автозаправочных станций обязаны эксплуатировать подобное оборудование.

Выбор того или иного типа определяется видом питания на конкретной станции, однако оптимальным будет применение переносных устройств, имеющих встроенные элементы питания.

Необходимо строго соблюдать правила транспортировки и хранения техники во избежание утраты функциональности

Важно соблюдать температурный и влажностный режим , проводить постоянный технический осмотр с целью своевременного выявления неполадок

Задачи устройства заземления

Заземлитель автоцистерн — прибор, позволяющий избежать искрения при работе с горючими материалами. Основная задача устройства — обеспечить в цепи заземления контроль сопротивления, чтобы отвести заряд статического электричества.

Особенно интенсивно статические заряды образуются при низком уровне влажности. Влажный воздух отличается высокой электропроводностью, позволяющей зарядам протекать через него. В результате во влажной среде электростатические заряды менее вероятны, а при уровне влажности выше 85 % практически не возникают.

К задачам устройств защиты автоцистерн относят:

  1. Мониторинг целостности заземлительного проводника.
  2. Контроль показателей сопротивления на контактных участках.
  3. Оповещение работников о повреждении проводника и повышенном сопротивлении. О тревожной ситуации персонал извещается звуковыми и световыми сигналами.
  4. Автоматическое отключение насосного оборудования при возникновении аварийных ситуаций.

Конструкция

Конструкция прибора включает индикаторный блок и двухжильный заземлительный кабель. УЗА, предназначенные для питания от внешних источников, дополнительно комплектуются блоком питания с встроенным в схему реле. Все оборудование предлагается во взрывозащищенном исполнении.

Индикатор состоит из красного светового диода со 180-градусным обзором и микрочипа-контроллер. Чип отгорожен от внешней среды компаундной заливкой. Отдельные модели индикаторов способны издавать звуковые сигналы.

Кабель заземления поставляется с парой одинаковых пружинных зажимов. С помощью фиксирующих устройств кабель монтируется на металлических участках цистерн. Толщина контактных поверхностей на автоцистернах должна составлять от 3 до 30 миллиметров, длина кабеля заземления — от 6 до 100 метров (зависит от модели оборудования).

Выпускается два типа приборов — спиральные и с использованием силиконовой оболочки. Различия между типами модификаций состоят в разном аппаратном обеспечении, климатическом исполнении, особенностях конструкции и дизайна.

Тип электропитания

По способу питания существуют три типа устройств, обеспечивающих безопасность при заправке автоцистерн:

  1. С автономным питанием. В составе прибора есть встроенный аккумулятор. Такие УЗА применяют как для установки в автоцистерны, так и для интеграции в системы заземления АЗС. В комплектации есть зарядное приспособление.
  2. Приборы для работы на постоянном токе напряжением 12 – 24 Вольт. Электропитание таких моделей осуществляется из бортовой сети бензовоза. Установка УЗА производится прямо на цистерну. Блок питания с выпрямителем может располагаться на автозаправочной станции.
  3. Устройства на переменном токе напряжением 220 Вольт. Встраиваются в систему заземления АЗС.

Маркировка

Все приборы подлежат маркировке с информацией, включающей такие данные:

  • наименование устройства;
  • дата изготовления;
  • заводской номер;
  • указание на взрывобезопасность (обозначается как Ex);
  • класс защищенности от взрывов;
  • товарный знак компании-производителя.

При небольших размерах маркировочного шильдика дополнительная информация указывается в сопроводительных документах к прибору.

Сюда включаются следующие данные:

  • изображение знака обращения на территории стран-членов Таможенного Союза;
  • номер сертификата соответствия и название организации, его выдавшей.

Основные технические данные и характеристики УЗА-2МК 06

2.1 Электропитание — автономный источник электропитания с искробезопасным выходом
— Напряжение, B — 6,3
— Отклонение напряжения % – 10/+0,5

2.2 Емкость аккумуляторной батарей источника электропитания, А/Ч — не менее 3,0

2.3 Максимальный ток потребления от источника электропитания, А — не более 0,06

2.4 Параметры искробезопасной цепи:
— Напряжение, В — не более 6,7
— Ток, А — не более 0,015

2.5 Длина проводника заземления, м — не менее 5

2.6 Габаритные размеры мм, не более
— Устройство заземления — 190x250x70
— Источник электропитания – 130x60x45

2.7 Масса, кг, не более:
— Устройство заземления — 1,3
— Источник электропитания — 0,6
— Проводник заземления — 1,2

2.8 Срок службы, при периодической подзарядке аккумуляторов автономного источника электропитания, год — 6

2.9 Температура окружающей среды, °C – -30, до +40

2.10 Относительная влажность окружающей среды при температуре +35 °С, % — не более 98

2.11 УЗА в упаковке для транспортирования выдерживают:
Транспортную тряску с ускорением 30м/при частоте ударов до 120 в минуту в течение, ч. – 2,0
— Температуру, °С – от -50 до +50
— Влажность при температуре +35 °С, % — 95 +/- 3.

Тип электрического питания

Основная дифференциация устройств заземления производится по принципу их питания. Можно выделить три вида подобных приборов:

  • Автономное питание. Устройства подразумевают наличие встроенной батарейки. Данные УЗА используются преимущественно для монтажа в автоцистерны либо для интеграции в заземляющую систему АЗС. Комплект предполагает наличие зарядного приспособления.
  • 12–24 Вольт. В отдельную категорию выделяют те устройства, которые ориентированы на работу на постоянном токе при напряжении 12-24 В. Электрическое питание подобных приборов обеспечивается бортовой сетью бензовоза. Подобные УЗА монтируют непосредственно на конструкцию цистерны. Питательный блок с выпрямителем может быть расположен на станции автозаправки.
  • 220 Вольт. Подобные устройства имеют вполне конкретную эксплуатационную ориентацию: они предполагает встраивание в систему заземления АЗС.

Популярные разновидности заземлителей

Для защиты автоцистерн используют такие типы устройств:

  • УЗА 3В;
  • УЗА 220В;
  • УЗА-2МК 06;
  • УЗА 4К.

Заземлитель УЗА 3В

Прибор УЗА 3В оснащен заземлителем и индикатором, литиевой батареей. Микрочип контроллер с красным световым диодом залит компаундом и размещен под съемным колпачком. Угол обзора диода — 180 градусов. Светодиод монтируется с помощью шпильки.

Высокая прочность фиксации достигается за счет использования зубчатых шайб и гаек. Проводник и индикаторный контакт объединяют изолирующей шайбой.

Обратите внимание! Питающий элемент устройства с течением времени теряет заряд. Срок эксплуатации батареи определяется от интенсивности ее использования

При непрекращающемся мигании световой диод работает в среднем 650 часов. Вне рабочей нагрузки литиевая батарея практически не теряет заряд и способна функционировать в течение 10 – 12 лет.

УЗА 3В хранят в герметичной упаковке при температурах от 50 градусов ниже нуля до 50 градусов выше нуля. Максимально допустимая влажность — 80 %.

Особенности маркировки: несколько нюансов

Выбирать устройство заземления рекомендуется после изучения всех данных, которые можно получить исходя из маркировки. Последняя предполагает наличие следующей информации:

  • Название прибора.
  • Дата производства.
  • Класс защиты от взрывов.
  • Указание на взрывобезопасность (обычно обозначают как Ex).
  • Заводской номер.

В отдельных случаях, когда прибор отличается крайне малыми габаритами, информация может быть указана в сопроводительной документации. В ней вы неизменно можете увидеть:

  • Знак государств Таможенного Союза.
  • Сертификационный номер соответствия и названия той организации, которая его выдала.

Сведения об установке УЗА

8.1 При монтаже УЗА необходимо руководствоваться:

• ПУЭ-98 «Электроустановки во взрывоопасных зонах».

• ПТЭ и ПТБ предприятия

8.2 Перед монтажом, УЗА должно быть осмотрено

При этом необходимо обратить внимание на отсутствие повреждений внешней оболочки, отсутствие повреждений кабеля питания на наличие табличек маркировки взрывозащиты и знака заземления. 8.3 Устройство заземления и контроля устанавливается рядом с устройством налива (слива), желательно с левой стороны по ходу движения автоцистерны, на высоте 1,5 – 1,7м от земли

Проводник заземления, со стороны устройства заземления, должен быть жестко закреплен к элементам крепления устройства заземления, свернут в кольцо диаметром не менее 1м. и надет на крюк (см. рис.3)

8.3 Устройство заземления и контроля устанавливается рядом с устройством налива (слива), желательно с левой стороны по ходу движения автоцистерны, на высоте 1,5 – 1,7м от земли. Проводник заземления, со стороны устройства заземления, должен быть жестко закреплен к элементам крепления устройства заземления, свернут в кольцо диаметром не менее 1м. и надет на крюк (см. рис.3).

8.4 Устройство заземления должно быть надёжно закреплено и заземлено. Сопротивление между устройством заземления и контуром заземления, должно быть не более 10 Ом. Места подсоединения должны быть тщательно зачищены, и после крепления покрыты слоем антикоррозийной смазки.

8.5 Проводник заземления, с помощью разъема, должен быть подсоединен к устройству заземления и опломбирован.

8.6 Схема электрического подсоединения УЗА показана на рис.2.

8.7 На автоцистерне должно быть подготовлено место для установки зажима проводника заземления. Это пластина (сторона уголка, балки, швеллера и т.п.) с размерами 25 Х 25 и толщиной не более 15 мм.

8.8 Место для установки зажима проводника заземления на автоцистерне должно быть тщательно зачищено (с обеих сторон) от грязи, краски и коррозии и покрыто слоем антикоррозионной смазки.

8.9 Электроды зажима проводника заземления должны быть чистыми (очищены от грязи и покрыты антикоррозийной смазкой) и иметь стабильный электрический контакт с автоцистерной обоими электродами.

— увеличение длины проводника УЗА-2МК на 5 м. увеличивает стоимость на 1400 руб.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации