Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 26

Новые требования к аварийному освещению на объектах

Естественное освещение

Естественным светом называется свечение, издаваемое любыми натуральными объектами или создаваемое природными явлениями. Его источником являются:

  • Солнце;
  • Луна;
  • Молнии;
  • Различные живые люминесцирующие организмы, например, светлячки.

Самым значимым источником является солнце, поскольку именно под его лучами создается подавляющее большинство фотографий, остальные же служат фотографу для создания специфических снимков. Природное освещение, в отличие от искусственного достаточно нестабильно, оно может давать совершенно разный эффект на фотоаппарате в зависимости от нескольких факторов.

Погода

При съемках на улице погода имеет немалое значение, причем не только для фотоаппарата и фотографа. Естественный свет, в отличие от студийного, может падать совершенно по-разному в зависимости от погодных условий.

  • Солнечный день, казалось бы, лучший для создания фотографий, ведь ничего не мешает солнечным лучам осветить нужное пространство. Однако именно это станет проблемой для съемки людей или природы. В такую погоду солнечный свет концентрирован, его не рассеивают облака и туман, в результате чего границы теней будут очень четкими, а контраст слишком сильным;
  • В облачную погоду вероятность создать красиво освещенную фотографию очень велика. Солнечные лучи, проходя сквозь облака, рассеиваются. Благодаря этому создается приятное мягкое свечение с плавным переходом к теням. Однако, иногда небо может быть неплотно покрыто облаками, из-за чего “живое” освещение становится неравномерным, а яркость может постоянно меняться. В сравнении со студийным светом, это может создать некоторые затруднения;
  • Нестандартные погодные условия могут стать интересным фоном для съемок, чего не получится добиться с искусственным светом. К примеру, при надвигающейся грозе естественное освещение скорее всего будет удачно мягким, а темные тучи придадут атмосферу фотографии. Туман здорово рассеивает солнечные лучи, а также добавляет глубины снимку.

Положение солнца

Положение солнца также влияет на желаемый результат:

  • В обеденное время, когда солнце расположено практически перпендикулярно земле, будет сложно сделать хорошие снимки людей, ведь лучи падают прямо сверху, а значит большая часть лица будет в тени. Зато в такую погоду лучше получатся фотографии с высоты;
  • Положение солнца на закате и рассвете считается лучшим для создания фотографий. В эти часы солнце расположено прямо у земли, световой поток падает с одной стороны, благодаря чему объект съемки освещается равномерно. Помимо этого, небо окрашивается в теплые розовые и оранжевые оттенки, что создает приятное золотистое свечение, хорошо передаваемое фотоаппаратом. Такой эффект сложно заполучить с искусственным светом;
  • В остальные часы солнечные лучи падают на объект под углом, природный свет поможет подчеркнуть объем объекта. Также свет будет белым, а значит на фотографии все цвета будут иметь реальный оттенок.

Из информации, приведенной выше, можно вынести плюсы и минусы естественного света, в сравнении с искусственным.

Плюсы:

  • Доступность природного светового источника для каждого;
  • Оптимальная передача цвета.

Минусы:

  • Невозможно воспользоваться в темное время суток;
  • Нет возможности контролировать направление и силу светового потока;
  • Непостоянность цветовой температуры;
  • Непостоянная яркость.

Какое же лучше

Так какое освещение лучше использовать для фотографий естественное или искусственное? Универсального ответа на этот вопрос просто не существует. Для каждого он будет складываться из множества факторов. В первую очередь, это зависит от индивидуальных предпочтений. Также немаловажную роль играет наличие определенного бюджета для приобретения того количества искусственных осветительных приборов, которые позволят в полном объеме создавать фотографии наиболее востребованных для фотографа форматов. Без этого возможно использование лишь естественного светового источника

Помимо этого, внимание должно уделяться непосредственно художественной задумке, ведь важно подобрать именно тот тип освещения, который лучшим образом поможет отобразить ее на фотографии

Уровень мастерства фотографа также влияет на выбор источника света. Начинающим, прежде чем браться за студийное, предпочтительнее работать с естественным светом, чтобы понять принципы его наложения на объекты. Студийный же свет требует определенной практики, для полного овладевания управлением.

В конечном итоге, можно отдать предпочтение одному из типов, однако настоящий профессионал должен иметь опыт работы с каждым из них.

В общем, для каждого вида съемки зачастую используется лишь один тип освещения. Зачастую для репортажных, уличных съемок, а также для быстрого создания фотографий, когда нет времени на настройку, используется естественное. Для коммерческих съемок, предметной фотографии предпочтительнее искусственное, поскольку факторы в виде бюджета и времени не отсутствуют.

Таблица 17

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность,
лк
Автозаправочные станции  
1 Зона топливораздаточных колонок 20
2 Зона технологических колодцев 10*
3 Остальная территория, имеющая проезжую часть 10
4 Подъездные пути с улиц и дорог:  
10
6
Автостоянки  
1 Открытые  
4
4
2
2 Проезды между рядами гаражей боксового типа 4
* Нормируется минимальная освещенность
на крышке колодца

7.42 Отношение максимальной освещенности к
средней должно быть при норме средней
освещенности: св. 6 лк—не более 3:1, от 4 до 6 лк— не
более 5:1, менее 4 лк— не более 10:1.

7.43 Нормы освещения разрешается увеличивать в
столицах суверенных республик, городах-героях,
исторических, курортных и портовых городах
республиканского значения, а также в крупнейших
и крупных городах:

а) на 0,2 — 0,4 кд/м2 — для осветительных
установок улиц, дорог и площадей категорий А и Б с
усовершенствованными типами покрытий;

б) до 20 лк— для осветительных установок
непроезжих частей площадей категорий А и Б и
предзаводских площадей, главных входов
стадионов и выставок;

в) до 10 лк— для осветительных установок улиц и
дорог категории Б с переходными типами покрытий
и главных входов общегородских парков.

7.44 В ночное время допускается
предусматривать снижение уровня наружного
освещения городских улиц, дорог и площадей при
нормируемой средней освещенности 4 лк, или
средней яркости 0,4 кд/м2 и более путем
включения не более половины светильников,
исключая при этом выключения двух подряд
расположенных, или с помощью регулятора
светового потока разрядных ламп высокого
давления до уровня не ниже 50 % номинального без
отключения светильников.

Допускается с целью получения дополнительной
экономии электроэнергии в вечернее и утреннее
темное время суток снижать регулятором уровень
освещения:

на 30 % при уменьшении интенсивности движения до
1/3 максимальной величины;

на 50 % при уменьшении интенсивности до 1/5
максимальной величины.

На улицах и дорогах при нормируемых величинах
средней яркости 0,3 кд/м2 или средней
освещенности 4 лк и менее, на пешеходных мостиках,
автостоянках, пешеходных аллеях и дорогах,
внутренних, служебно-хозяйственных и пожарных
проездах, а также на улицах и дорогах сельских
поселений частичное или полное отключение
освещения в ночное время не допускается.

7.45 На улицах, дорогах и транспортных зонах
площадей категорий А и Б показатель
ослепленности для осветительных установок не
должен превышать 150.

Для осветительных установок улиц и дорог
категории В, а также осветительных установок,
уровень освещения которых регламентируется
нормами горизонтальной или полуцилиндрической
освещенности, наименьшая высота расположения
светильников по условиям ограничения
ослепленности должна приниматься по табл. 10.

Светильники наружного освещения,
установленные на стенах зданий, не должны
засвечивать окна жилых зданий.

7.46 В установках наружного освещения следует
использовать светильники с разрядными
источниками света высокого давления, в том числе
для установок освещения улиц и дорог с
транспортным движением — преимущественно с
натриевыми лампами высокого давления.

7.47 Высота размещения световых приборов на
улицах, дорогах и площадях с трамвайным и
троллейбусным движением должна приниматься
согласно СНиП 2.05.09.

7.48 Минимальная высота установки
светильников
в парапетах мостов и путеводов не
ограничивается при условии обеспечения
защитного угла не менее 10° и исключения
возможности доступа к лампам без применения
специального инструмента.

7.49 В транспортных тоннелях должны
применяться светильники с защитным углом не
менее 10°. Высота их расположения должна быть не
менее 4 м.

7.50 В пешеходных тоннелях должны
использоваться светильники с защитным углом не
менее 15°:

с люминесцентными лампами суммарной мощностью
до 80 Вт;

с лампами ДНаТ (ДНаС) мощностью до 110 Вт; с
лампами ДРЛ мощностью до 125 Вт.

Нормы освещенности в люксах для разных помещений

Субъективность восприятия яркости освещения обусловлена особенностями зрения, а также личными предпочтениями. Для того чтобы внести объективность в этом вопросе была введена такая величина, как Освещенность, она измеряется в Люксах . В зависимости от типа работы выполняемой в помещении освещенность может быть указана для разной высоты. Так как освещенность падает с удалением от источника света по закону обратных квадратов, т.е. удаление от источника света снижает освещенность в квадрат удаления, если удалить на расстояние вдвое большее – освещенность упадёт вчетверо. Поэтому эта величина может быть дана на уровне стола или на уровне пола.

Соответственно прибор для измерения освещенности называется люксметром. Между прочим, функция измерения освещенности доступна на смартфонах, где есть автоматическая регулировка яркости. Поэтому вы можете примерно оценить качество светового решения в вашей комнате с помощью подручных средств и сверить её со значением из таблицы.

Освещаемый объект Средняя освещенность, не менее, Лк
Административные здания, предприятия
Кабинеты, рабочие офисы 300
Проектные и конструкторские бюро 500
Комнаты операторов ЭВМ 400
Книгохранилища, архивы 75
Конференцзалы, комнаты заседаний 200
Лаборатории органической и неорганической химии 400
Макетные, столярные, ремонтные мастерские 300
Образовательные и дошкольные учреждения
Эстрады актовых залов, кабинеты преподавателей, читальные залы 300
Актовые залы, спортивные залы, киноаудитории 200
Хозяйственные кладовые 50
Классные комнаты, учебные аудитории (школы, интернаты, ПТУ) 500
Аудитории, учебные кабинеты (ВУЗы, техникумы) 400
Кабинеты информатики 200
Кабинеты черчения и рисования 500
Лаборантские при учебных кабинетах 400
Лаборатории химии 400
Мастерские по дерево и металлообработке 300
Бассейн крытый 150
Приемные, раздевальные 200
Групповые, игральные, столовые, комнаты муз. и гимнаст. занятий 400
Спальные 150
Предприятия общественного питания
Обеденные залы 200
Раздаточные 300
Горячие, холодные, доготовочные, заготовочные, моечные 200
Кондитерские цехи 300
Изготовление шоколада и конфет 400
Производство мороженного, напитков 300
Подготовка продуктов, упаковка ГП, комплектация заказов 200
Кладовые 75
Магазины
Торговые залы супермаркетов, самообслуживания 400-700
Торговые залы магазинов без самообслуживания 300
Торговые залы магазинов: посудные, мебельные, стройматериалы 200
Примерочные кабины, залы демонстрации новых товаров 300
Помещения касс 300-500
Предприятия бытового обслуживания населения
Бани: ожидальные, остывочные 150
Бани: раздевальные, моечные, душевые, парильные 75
Бани: бассейны 100
Парикмахерские: мужской, женский залы 400
Парикмахерские: косметический кабинет 500
Прачечные: приемка и выдача белья, стирка 200
Прачечные: хранение белья 75
Прачечные: сушильно-гладильные отделения 300
Прачечные: починка белья 750
Ателье химчистки: приемка и выдача одежды 200
Ателье пошива и ремонта: пошивочные цехи 750
Ателье пошива и ремонта: ручная и машинная вязка 500
Ремонтные мастерские 500
Студия звукозаписи 200
Лечебные учреждения
Кабинеты врачей, специалистов 300-500
Операционные помещения 400
Лабораторные, препараторские, процедурные 300
Регистратура 200
Стерилизационные, моечные 200
Ожидальные помещения, палаты 150
Помещения хранения лекарственных, перевязочных средств 150
Коридоры, лестничные клетки 100
Умывальные, уборные, курительные 75
Душевые, гардеробные, лестницы 50
Жилые дома
Кабинеты, библиотеки 300
Детские (на полу) 200
Жилые комнаты, гостиные, спальни, кухни, помещения консьержа (на полу) 150
Кладовые, подсобные  помещения (на полу) 75
Коридоры, ванные, уборные (на полу) 50
Вестибюли (на полу) 30
Поэтажные коридоры и лифтовые холлы, лестницы и лестничные площадки. (на полу) 20
Помещения досугового назначения
Зрительные залы театров, концертные залы 300
Бильярдные 300
Зал компьютерных игр, видеокоплекс 150
Выстовочные залы 200
Зрительные залы кинотеатров 75
Фойе кинотеатров, клубов, комнаты кружков 150
Улицы, дороги, площади
Магистральные дороги А, Б 15-20
Магистральные улицы районного значения Б 10-15
Улицы и дороги местного назначения 4-6
Непроезжие части улиц, дорог, площадей, бульвары, скверы, пешеходные территории
Главные пешеходные улицы 10
Пешеходные улицы: в пределах общественных центров 6
Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категорий А и Б 4
Тротуары, отделенные от проезжей части на улицах категории В 2
Посадочные площадки общественного транспорта 10
Подземные пешеходные тоннели 75
Детские площадки 10
Парковой зоны 2
Главные входы: общегородские парки-сады 6
Площадки массового отдыха 20

Правила устройства электроустановок (ПУЭ)

Правила устройства электроустановок или сокращённо ПУЭ – один из основных документов для электрика. Не зная правила, описанные в этой книге, не стоит лезть в проводку или делать ремонт электрооборудования. Вас может ударить электрическим током, а результат вашей работы может навредить тем, кто будет им пользоваться в дальнейшем, или на объекте может произойти возгорание.

Необходимо выполнять все работы согласно правилам устройства электроустановок. В 2018 году актуально 7-е издание ПУЭ. Оно было введено в 2003 году. При этом в новое издание перекочевала часть глав из ПУЭ 6 без изменений.

О чем можно узнать из ПУЭ? Ответ прост: практически обо всём. Чаще всего в интернет-сообществах и на форумах обсуждаются вопросы прокладки проводки в деревянных домах или, говоря правильным языком, по сгораемым поверхностям. В ПУЭ говорится, что прокладка должна проводиться в металлических трубах. Это необходимо для того, чтобы ни одна искра или раскалённая капля изоляции или меди не попала на поверхность и не возникло возгорание в результате сверхтоков КЗ в проводке.

Насчёт переносного освещения рабочих мест там сказано, что светильник должен питаться напряжением не более 50В. Это нужно для уменьшения вероятности поражения электрическим током, а в особо неблагоприятных случаях, таких как работа в замкнутом пространстве, напряжение не должно превышать 12В.

Всё это и многое другое вы можете узнать из ПУЭ. Помните, что одни пункты носят рекомендательный характер, а другие – обязательный к исполнению. Но в спорах с организациями редко удаётся сослаться на ПУЭ, потому что аргументами в этих случаях являются различные ГОСТы, Своды Правил и другие нормативные документы. При этом правила устройства электроустановок не противоречат им, а иногда их дополняют.

Скачать документы вы можете по ссылкам в таблице ниже.

ПУЭ Название нормативного документа Скачать
ПУЭ 7 Правила устройства электроустановок. Издание седьмое.
ПУЭ 6 Правила устройства электроустановок. Издание шестое, дополненное с исправлениями. Госэнергонадзор.

Согласно СП 52.13330.2011:

Виды аварийного освещения приведены в п.7.104 СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение (СНиП 23-05-95)»:

Аварийное освещение подразделяется на эвакуационное и резервное.

Эвакуационное освещение подразделяется на: освещение путей эвакуации, эвакуационное освещение зон повышенной опасности и эвакуационное освещение больших площадей (антипаническое освещение).

Аварийное освещение предусматривается на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения и подключается к источнику питания, не зависимому от источника питания рабочего освещения.

Эвакуационное освещение  (п.7.107 СП 52.13330.2011) зон повышенной опасности следует предусматривать для безопасного завершения потенциально опасного процесса или ситуации.

Эвакуационное освещение больших площадей (антипаническое освещение) (п.7.108 СП 52.13330.2011) предусматривается в больших помещениях площадью более 60 м2 и направлено на предотвращение паники и обеспечение условий для безопасного подхода к путям эвакуации.

Резервное освещение (п.7.109 СП 52.13330.2011) следует предусматривать, если по условиям технологического процесса или ситуации требуется нормальное продолжение работы при нарушении питания рабочего освещения, а также если связанное с этим нарушение обслуживания оборудования и механизмов может вызвать:

  • гибель, травмирование или отравление людей;
  • взрыв, пожар, длительное нарушение технологического процесса;
  • утечку токсических и радиоактивных веществ в окружающую среду;
  • нарушение работы таких объектов, как электрические станции, узлы радио- и телевизионных передач и связи, диспетчерские пункты, насосные установки водоснабжения, канализации и теплофикации, установки вентиляции и кондиционирования воздуха для производственных помещений, в которых недопустимо прекращение работ, и т.п.

Резервное освещение, как правило, не должно использоваться для целей эвакуационного освещения. Если резервное освещение проектируется так, чтобы быть использованным для целей эвакуационного освещения, то оно должно удовлетворять соответствующим требованиям, установленным выше для эвакуационного освещения.

Согласно п.7.110 СП 52.13330.2011 освещенность от резервного освещения должна составлять не менее 30% нормируемой освещенности для общего рабочего освещения. Необходимость создания для резервного освещения более высоких освещенностей определяется технологами в зависимости от условий функционирования данного объекта.

Резервное освещение должно обеспечивать 50% нормируемой освещенности не более чем через 15 с после нарушения питания рабочего освещения и 100% нормируемой освещенности — не более чем через 60 с, если иное не установлено специальными нормами или соответствующим обоснованием.

Световые указатели (знаки безопасности) устанавливаются (п.7.111 СП 52.13330.2011) :

  • над каждым эвакуационным выходом;
  • на путях эвакуации, однозначно указывая направления эвакуации;
  • для обозначения поста медицинской помощи;
  • для обозначения мест размещения первичных средств пожаротушения;
  • для обозначения мест размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации.

Питание световых указателей в нормальном режиме должно производиться от источника, не зависимого от источника питания рабочего освещения; в аварийном режиме переключаться на питание от третьего независимого источника, например — встроенную в светильник аккумуляторную батарею. Продолжительность работы световых указателей должна быть не менее 1 ч.

Для аварийного освещения следует применять (п.7.112 СП 52.13330.2011):

а) светодиодные источники света;

б) люминесцентные лампы — в помещениях с минимальной температурой воздуха не менее 5 °С и при условии питания ламп во всех режимах напряжением не ниже 90% номинального;

в) разрядные лампы высокого давления при условии их мгновенного или быстрого повторного зажигания как в горячем состоянии после кратковременного отключения, так и в холодном состоянии;

г) лампы накаливания — при невозможности использования других источников света.

п.7.113 Осветительные приборы аварийного освещения допускается предусматривать постоянного действия, включенными одновременно с осветительными приборами рабочего освещения, и непостоянного действия, автоматически включаемыми при нарушении питания рабочего освещения в данной зоне. В случае применения для рабочего и аварийного освещения светильников с однотипным корпусом светильники аварийного освещения должны быть помечены специально нанесенной буквой «А» красного цвета.

СП, СНиП, СанПиН, СН

При проектировании строительных объектов, инженерных сетей, составлении электропроектов или проектов освещения проектировщик прибегает к использованию ряда нормативов. Среди них находятся:

  • СП – свод правил;
  • СНиП – строительные нормы и правила;
  • СанПиН – санитарно-эпидемиологические нормы и правила;
  • СН – строительные нормы.

Чем эти документы будут полезны электрику? Пожалуй, на первое место можно поставить СП 23-102-2003 «Естественное и искусственное освещение», ранее он назывался СНиП 23-05-95. Этот документ необходим каждому, кто работает с освещением и его монтажом или разрабатывает проекты светодизайна.

Если пренебрегать описанными нормами, освещение в комнате будет слепить или, наоборот, будет мерцающим и слишком тусклым для нормальной работы. Чтобы подобрать подходящий свет, нужно проводить различные расчёты (сделать ссылку на статью). Для изучения вопросов наружного освещения вы можете скачать СН 541-82 «Инструкция по проектированию наружного освещения городов, поселков и населенных пунктов». Из этих документов вы узнаете о нормах освещенности, пульсаций и других аспектах.

СП и СН Название нормативного документа Скачать
СП 31-110-2003 Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий
СП 256.1325800.2016 Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа. Вводится в действие с 2 марта 2017 г.
СП 6.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности
СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение
СН 541-82 Инструкция по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов

В других представленных СП и СНиП вы узнаете о проектировании и монтаже различных электроустановок  и нормах противопожарной защиты.

СНиПы и СанПиНы Название нормативного документа Скачать
СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства
СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий
СП 23-102-2003 Естественное освещение жилых и общественных зданий

Руководства по использованию сложных электроприборов

В электротехнике есть ряд устройств или сетей, подход к которым требует особой осторожности. Примером является использование ультрафиолета для обеззараживания помещений или полимеризации различных покрытий

Дело в том, что ультрафиолет может вызвать ожоги глаз и кожи. Помимо того, при работе ультрафиолетовых излучателей выделяется опасный газ – озон или трёхатомный кислород. Чтобы использование этих устройств не было вредным, нужно следовать требованиям, указанным в Руководстве Р 3.5.1904-04 и методических указаниях МУ 2.3.975-00. В них прописаны правила использования ультрафиолетового бактерицидного излучения.

При проектировании и работе с электроустановками нужно знать свойства и характеристики кабельных изделий, как правильно выполняются системы заземления и прокладываются воздушные линии. Основные требования и правила прописаны в РД 153-34.0-20.408-97, ТУ 16-705.500–2006, ТУ 16.К71-268-98, ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦИРКУЛЯР № 31/2012. Более подробно ознакомиться с ними вы сможете, скачав документы из таблицы, приведённой ниже.

Руководства, методические указания и пр. Название Скачать
Руководство Р 3.5.1904-04 Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях
МУ 2.3.975-00 Применение ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздушной среды помещений организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли продовольственными товарами
РД 153-34.0-20.408-97 Правила приемки в эксплуатацию воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 кВ с самонесущими изолированными проводами
ТУ 16-705.500–2006 Провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи
ТУ16.К71-268-98 Провода самонесущие изолированные типа «Аврора»
ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦИРКУЛЯР № 31/2012  «О ВЫПОЛНЕНИИ ПОВТОРНОГО ЗАЗЕМЛЕНИЯ И АВТОМАТИЧЕСКОМ ОТКЛЮЧЕНИИ ПИТАНИЯ НА ВВОДЕ ОБЪЕКТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»
Правила устройства воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с самонесущими изолированными проводами (ПУ ВЛИ до 1 кВ)

Искусственное освещение

Искусственное освещение – это световой поток, создаваемый различными осветительными приборами. Его источниками могут быть как обычные лампы и светильники, которые есть в каждом доме, так и профессиональные приборы для фотографии. Среди них можно выделить оборудование постоянного освещения, которые различаются по цветовой температуре:

  • Галогенные лампы;
  • Натриевые лампы;
  • Лампы дневного или холодного света;
  • Лампы накаливания.

Также существует оборудование для импульсивного искусственного освещения, которое часто используется в качестве вспомогательного светового источника. Они создают световой импульс, который освещает фотографию исключительно в момент спуска затвора, оптимально выстраивая положение светлых и затененных участков на фотографии, чего с естественным световым источником добиться невозможно.

Такими приборами являются:

  • Вспышки (встроенные в фотоаппарат и внешние);
  • Моноблоки;
  • Генераторные системы.

В отличие от естественного, искусственное позволяет полностью контролировать такие световые параметры, как:

  1. Расположение;
  2. Мощность;
  3. Угол падения;
  4. Количество;
  5. Мягкость;
  6. Цветовую температуру.

Может показаться, что искусственное освещение по всем параметрам превосходит естественное, однако наравне со всеми его плюсами стоят и минусы использования.

Преимущества:

  • Возможность контролировать все параметры светового потока;
  • Возможность построения самых разнообразных световых рисунков;
  • Помощь в получении различных интересных эффектов.

Недостатки:

  • Затраты как на саму технику, так и на электроэнергию или аккумуляторы;
  • Приборы могут нагреваться при длительном использовании, тем самым поднимая температуру в помещении;
  • В некоторых случаях необходимо работать с длинной выдержкой;
  • Импульсивные источники требуют подключения к фотоаппарату, что может создавать трудности в определенных ситуациях.

Как определить хорошее ли у вас освещение

К сожалению, освещение воспринимается каждым индивидуально и субъективно, но в нормах, количество света определяется, тем насколько сложную зрительную работу выполняет человек в этом помещении. На это влияет размер и цвет деталей, цвет фона и прочее. На основании этого и нормируется величина освещенности.

Очень подробно это описано в СП 52 13330.2011, ранее регламентировалось в СНиП 23-05-95. Это официальные государственные документы о том, как правильно подобрать освещение для разных объектов: жилые и производственные, складские и торговые, наружное и аварийное освещение.

В таблице представлены названия нормативных документов, в которых описаны нормы, а также ссылки на скачивание.

Несоблюдение рекомендаций ведет к повышенной утомляемости, головных болях, да и зрение значительно ухудшается, если работать под «плохим» и тусклым светом. И наоборот, может быть вредно для глаз долго работать под ярким светом, да и лишний расход электроэнергии тоже никому не нужен.

Индекс документа Название документа Аннотация Скачать
СНиП 23-05-2010 Актуализированная редакция СНиП 23-05-95* Свод правил естественного и искуственного освещения. Нормы и требования для естественного и искуственного освещения сооружений.
МГСН 2.06-99 Постановление от 23.03.1999 г. №217 Система нормативных документов в строительстве. Московские городские строительные нормы. Нормы и требования для освещения зданий, сооружений и селитебных территорий г. Москвы.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Нормируемые показатели освещения основных помещений общественного здания.

2.2. Требования к естественному освещению помещений жилых зданий

2.2.1.
Требования к естественному освещению жилых зданий в зависимости от назначения
помещения изложены в .

2.2.2. При
одностороннем боковом освещении в жилых зданиях нормируемое значение КЕО должно
быть обеспечено в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной
плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от
стены, наиболее удаленной от световых проемов: в одной комнате для 1-, 2- и
3-комнатных квартир и в двух комнатах для 4- и более комнатных квартир.

В остальных
комнатах многокомнатных квартир и в кухне нормируемое значение КЕО при боковом
освещении должно обеспечиваться в расчетной точке, расположенной в центре
помещения на
плоскости пола.

2.2.3. При
одностороннем боковом освещении жилых комнат общежитий, гостиных и номеров
гостиниц нормируемое значение КЕО должно быть обеспечено в расчетной точке,
расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза
помещения и плоскости пола в геометрическом центре помещения.

Основные понятия освещения

Прежде чем разбирать основные этапы проектирования освещения, давайте разберемся какое оно может быть. Кроме того, следует разобраться с основными факторами, влияющими на выбор типа освещения и его основных характеристик.

Виды освещения

Итак:

Освещение зданий может быть естественным, когда свет падает через оконные проемы. Этот вид освещения считается наиболее оптимальным и каждое здание должно проектироваться таким образом дабы добиться максимальной степени естественной освещенности.

Варианты естественного освещения

  • В некоторых случаях естественного освещения может быть недостаточно. В этом случае монтируется совмещенное освещение, которое предполагает установку светильников искусственного света в зонах с недостаточным естественным освещением.
  • Но естественное освещение может быть использовано только в дневное время. Для обеспечения вечернего и ночного освещения здания предусматривают искусственное освещение.
  • Освещение естественное и искусственное в свою очередь подразделяется на верхнее, боковое и комбинированное. Оптимальным считается именно последний вариант, когда свет падает на освещаемый объект как сверху, так и сбоку. Наименее же удачным считается вариант бокового освещения помещения, потому как он дает большое количество теней и для снижения этого эффекта следует устанавливать большее количество светильников.

Варианты искусственного освещения

Понятное дело, что для разных типов зданий необходим разный уровень освещенности. В первую очередь это зависит от вида работ, который предполагается выполнять в нем. В связи с необходимостью учета этого параметра все виды зрительной работы разделили на 8 основных разрядов, в каждом из которых есть свои подразряды.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации