Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 100

Осветительный шинопровод: преимущества использования устройств, рекомендации по установке

Подготовка к монтажным работам

К моменту выполнения технических операций у исполнительной бригады должен быть на руках план работ с проектным решением, в котором описывается схема сборки и размещения оборудования. В частности, проектная документация включает:

  • Чертежи сборочных узлов. Указывается тип соединения, характеристики крепежных материалов, способы компоновки и варианты усиления корпуса.
  • Параметры оборудования. Поскольку конструкции шинопровода бывают разными, должен быть предварительно составлен план сопряжения частей корпуса с несущими поверхностями места установки. Например, модели со сплошной конструкцией могут крепиться прямо к стене по направляющим профилям, а некоторые перфорированные версии шинопровода монтируются и на подвесных рамах.
  • Данные по требуемой физической силе, инструментам и механизмам для выполнения сборочных и установочных мероприятий.

Относительно подготовки компонентов шинопровода выполняются следующие операции:

  • Проверка состояния деталей на предмет изъянов и дефектов.
  • Проверка на соответствие характеристик оборудования проектным параметрам.
  • Проверка комплектности.
  • Доставка компонентов на место временного содержания перед сборкой или непосредственно на место выполнения монтажных работ.

В части непосредственной организации монтажного процесса производится подготовка рабочих мест, выполняется проверка инструмента и необходимых приспособлений на объекте.

Виды шинопроводов

Далее рассмотрим классификацию шинопровода по способу применения.

Распределительный и магистральный шинопровод

Распределительный (магистральный) шинопровод предназначен для передачи электроэнергии от ГРЩ (ВРУ) до крупных потребителей, распределительных и групповых щитов. Также при помощи шинопровода выполняется передача электроэнергии от трансформатора к ГРЩ (ВРУ).

Прямая передающая секция шинопровода

Прямая распределительная секция

Распределительная секция шинопровода может содержать до шести (по три с каждой стороны) гнёзд для подключения коробок отбора мощности. Конструктивно гнёзда реализованы так, что подключение и отключение коробок отбора мощности возможно без снятия напряжение с шинопровода. Это обеспечивает повышает бесперебойность электроснабжение и эксплуатационные характеристики схемы электроснабжения. Также коробка отбора мощности может быть установлена в стык секций шинопровода. Но для её монтажа и демонтажа необходимо снять напряжение с шинопровода.

Максимальный номинал коробок, устанавливаемых в гнездо шинопровода составляет 630 А. Коробки, устанавливаемые в стык секций шинопровода, имеют номинал до 1250 А.

Прямые передающие секции для связи «Трансформатор — ГРЩ(ВРУ)», а также на участках линии, где не требуется подключение потребителей и «съем» мощности. Существует соблазн выполнить трассу шинопровода только из распределительных секций, но они заметно дороже передающих секций, поэтому трассу шинопровода выполняют из передающих секций, а в местах расположения потребителей устанавливают прямые распределительные секции.

Троллейный шинопровод

Троллейный шинопровод используют для электроснабжения кран-балок, мостовых кранов, тельферов и другого подвижного оборудования. Корпус шинопровода П-образной формы изготавливают из оцинкованной стали либо пластика. Внутри расположены шины. Внутрь шинопровода вставляется тележка-токосъемник (отсюда и название шинопровода trolley — тележка с англ.).

Осветительный шинопровод

Осветительный шинопровод — общее название для трековых шинопроводов и распределительных шинопроводов малой мощности.

Распределительный шинопровод для сетей освещения

Распределительный шинопровод малой мощности (номинальные токи 25 А, 32 А, 40 А) в основном используют для построения сетей освещения, поэтому его часто называют осветительным шинопроводом.

Корпус шинопровода изготавливают из оцинкованной стали. Корпус используется в качестве PE-проводника. Внутри корпуса расположены шины (от двух до шести проводников). Также изготавливают двойные осветительные шинопроводы.

По обеим сторонам корпуса расположены гнёзда для подключение светильников либо другого оборудования. Шинопроводы комплектуют специальными разъемами-вилками.

Шинопровод является самонесущим элементом, что позволяет монтировать светильники прямо на него. Являет хорошей альтернативой системе «кабельный лоток + кабель».

Кроме построения сетей освещения применяется для подключения маломощного оборудования на конвейерах, а также на швейных фабриках.

Осветительный шинопровод для трековых светильников

Осветительный шинопровод для трековых светильников применяют для освещения жилых и коммерческих помещений, там, где нужна гибкость светотехнических решений. Корпус изготавливают из пластика, оцинкованной стали либо экструдированного алюминия. Внутри корпуса расположены медные шины. По конструкции аналогичен троллейному шинопроводу, с тем лишь отличием, что вместо тележки-токосъемника устанавливаются трековые светильники.

Трековые светильники на шинопроводе устанавливают в необходимом месте и их с лёгкостью можно перемещать вдоль всей линии шинопровода. Практически идеальный вариант для магазинов, бутиков и выставочных площадей, где нужно подсветить какую-то зону и возможна частая смена экспозиции.

Проектирование и особенности монтажа

При необходимости делаются чертежи с изометрическим отображением пространства (в трех плоскостях) с подробным описанием деталей. При этом учитываются общин требования монтажа и условий дальнейшего обслуживания, опорные элементы не должны размещаться к потолочным перекрытиям ближе 700мм. В отдельных случаях допускается расстояние до 350 мм, при условии, что в этом месте не будет сварочного или болтового соединения шин. Продумываются маршруты доставки секций в помещение, необходимые подъемные механизмы и рабочие площадки на них, для монтажных работ на высоте. Проектная документация передается на завод изготовитель, на основании которой делаются все основные элементы шинопроводной сети конкретного объекта. Такой метод значительно сэкономит время и трудозатараты на монтаж шинопровода в производственных помещениях.

Производители поставляют изделия в комплекте согласно заданной спецификации проекта, не зависимо от конкретного заказа везде есть общие элементы шинопроводов:

  • Прямые секции;
  • Фигурные элементы;

Сочетание прямых секций с фигурными элементами

  • Конструкции опор;
  • Элементы крепления шин на опоры;
  • Изоляционные материалы для стыков и другие.

В большинстве случаев комплекты упаковываются в деревянную тару, элементы смазаны техническим вазелином и завернуты в упаковочную бумагу.

Советы по установке шинопроводов

Технология устройства системы шинопроводов представлена в видео в этой статье.

Ничего сложного в монтаже треков нет. Подбираются сегменты необходимой длины. Если необходимо, можно без боязни отпилить нужный отрезок при помощи ножовки по металлу.

При помощи ножовки легко отпилить необходимый отрезок

С одной стороны ставится заглушка. С другой находится клеммная колодка, к которой подключаются питающие провода. Здесь же, с помощью центрального коннектора, можно подключить дополнительные удлинительные треки.

Чтобы закрепить шинопровод на основании (потолок или стену), в нем просверлены отверстия.

Установка шинопровода

Можно конструкцию и подвесить, используя специальный комплект, состоящий из троса, скобы и колпачка. Скоба крепится к несущим потолочным конструкциям. К ней монтируется струна или трос, и закрываются декоративным колпаком.

Подвесная конструкция

Монтаж встраиваемых моделей необходимо выполнять на стадии установки облицовки потолка.

Следует отметить, что помимо моделей, рассчитанных на 220В и 380В, выпускаются и двенадцативольтовые устройства, которые относятся к абсолютно безопасным приспособлениям и могут устанавливаться в местах, где по соображениям техники безопасности напряжение 220В использовать нельзя.

Шинопровод на 12 В

После сборки и подключения конструкции можно выполнить и крепление светильников нa шинопровод. Для этого зажим источника освещения (токопроводящий) заводится внутрь шины (как указывает инструкция), где он поворачивается и фиксируется.

Можно использовать и модели с двумя зажимами. Установленные осветительные приборы можно направлять в разные стороны, двигать вдоль шины в любые точки.

Подключение осветительного прибора

При использовании такого метода подключения осветительных приборов нет необходимости в штроблении стен, протягивании дополнительных проводов, установке не слишком эстетичных кабельных каналов. В результате значительно сокращаются сроки проведения работ, экономится трудовая сила и материалы. Можно выбирать любые точки для направления светового потока. Ограничением может быть лишь длина трека.

Светильник на шинопроводе, произведенный с соблюдением требований и стандартов, обеспечивает качественное освещение и украшает помещение в течение долгого времени.

Силовые кабели

Силовой кабель для электросиловых линий — изделие электротехнического назначения одно или многожильной конструкции. Области применения: индивидуальное домостроение, квартиры в многоэтажном жилищном секторе, дачный домик либо мобильное электрооборудование. Назначение силового кабеля — соединение домового распределительного щита и электропроводки потребителя. Для того чтобы правильно выбрать изделие под собственные нужды, нужно знать из чего состоит кабель.

Монтаж кабелей

В независимости от сферы использования и эксплуатационных характеристик, конструкционно он выполняется из таких элементов:

  1. Токоведущие жилы с числом от 1 до 5 единиц, выполненных из алюминия/меди.
  2. Защитная конструкция жил в виде изоляционного покрытия.
  3. Защитная конструкция всех элементов в форме наружной оболочки.

Помимо основных конструктивных элементов, силовой кабель имеет различные вспомогательные компоненты: поясной наружный покров, экран, броня. Кроме того конструкция может видоизменяться и дополняться другими элементами, что будет зависеть от области применения и эксплуатационных условий. Все характеристики проводниковой продукции отображены в цветовой и буквенно-цифровой маркировке, прописанные в его наименовании.

Важно! Сегодня особенно востребованным является ВВГ и его трансформации. Он выполняется в ПВХ-изоляции, медной токопроводящей жилой, без наружной защиты

Изделие устанавливают в сетях по транспортировке и распределению электроэнергии 660/1000 В и токовой частоты 50 Гц. Число токопроводов до 5 единиц, сечением размером 1.5 — 240.0 мм2. ВВГ может работать при температуре окружающей среды от — 45 до + 45 С.

Особенности применения шинопровода

Преимущества и недостатки шинопровода перед кабелем

Преимущества шинопровода:

  • Скорость монтажа выше по сравнению с кабелем.
  • Наглядность. Линия шинопровод заменяет несколько кабелей. В нужных местах установлены отводные коробки (блоки отбора мощности), видно откуда и куда подводится электроэнергия. Не возникает вопроса «А что это за кабель и куда он идёт?».
  • Трасса шинопровода более компактна и занимает меньше места по сравнению с кабельной линией той же пропускной способности, имеет более эстетичный внешний вид.
  • Шинопровод может быть быстро демонтирован и повторно использован на другом объекте. С кабельной трассой не всегда такое возможно.
  • Экономия электроэнергии: за счет меньшего сопротивления
  • за счет лучшего теплоотвода (металлический корпус)

Конструкция шинопровода является пожаробезопасной
За счет металлического корпуса экранируют электромагнитное поле и имеют лучшие показатели по электромагнитной совместимости
Экологически более безопасны
Дешевле в реализации при грамотном подходе к проектированию
Эстетически более приятно выглядит: по заказу на заводе могут покрасить корпус шинопровода в белый, черный или любой другой цвет.

Недостатки:

  • Долгий срок поставки по сравнению с кабелем. Шинопровод — не складская позиция, его изготавливают специально под ваш проект.
  • Систему шинопроводов должен проектировать высококлассный специалист. Есть много нюансов, а ошибка в проектировании или неоптимальное проектное решение может дорого обойтись при реализации объекта (как дополнительные денежные траты, так и дополнительные временные потери).

Шинопровод или кабель, что дешевле?

Чтобы правильно ответить на это вопрос, надо корректно сравнивать. Часто сравнение проводят некорректно, задавая вопрос: «А сколько стоит метр шинопровода?», держа в уме стоимость метра кабеля той же пропускной способности. Почему такой вопрос некорректен и есть ли всё-таки какая-то стоимость у метра шинопровода? Давайте разберёмся.

Вы можете назвать стоимость метра ГРЩ? Не можете, потому что это абсолютно глупый и некорректный вопрос. Точно также и с шинопроводом.

Надо помнить, что шинопровод — это оборудование. Прямая секция нестандартной длины будет стоить примерно столько же как и стандартная трехметровая секция. Поворотный элемент будет стоить немного дешевле трехметровой секции (а у него длина не более полуметра). А есть еще отводные и фидерные блоки, компенсаторы расширения, секции чередования фаз и др. элементы.

И всё-таки стоимость метра шинопровода определить можно. Нужно определить стоимость всей системы и разделить на суммарную длину линий. Получится некая усреднённая цена — стоимость условного метра шинопровода. Правда, она справедлива только для конкретного объекта.

Тем не менее, сравнивать эту усреднённую цену метра шинопровода с ценой метра кабеля некорректно: кабель в воздухе висеть не будет и сам себя не смонтирует.

Для корректного сравнения реализации системы электроснабжения на шинопроводе и традиционным способом (кабель на лотках) требуется сравнить:

  1. Стоимость шинопровода + стоимость монтажа шинопровода + стоимость щитового оборудования.
  2. Стоимость кабеля + стоимость кабельных конструкций + стоимость монтажа кабельных конструкций + стоимость монтажа кабеля + стоимость щитового оборудования.

Вот в таком виде сравнение будет корректным. Параллельно посчитайте время монтажа. У шинопровода она будет меньше.

Небольшое пояснение по поводу учета щитового оборудования. Дело в том, что одна линия шинопровода может заменить несколько десятков кабельных линий. Соответственно, в ГРЩ (ВРУ) нужно будет вместо десятка автоматов установить один, но мощнее. Дополнительно экономим на габаритах и ошиновке щита.

Высококлассный специалист сможет удешевить реализацию объекта, переработав проект и заменив стандартное решение «лоток + кабель» на шинопровод. Мне удавалось снизить стоимость реализации проекта на 20% за счет изменения технического решения на, казалось-бы, «дорогой» шинопровод.

* — Нажимая на кнопку «Подписаться» вы даёте согласие на рассылку и обработку персональных данных, принимаете политику конфидициальности и соглашение по пользованию сайтом.

Существующие разновидности

Магистральный

Данный тип конструкции предназначен для передачи электроэнергии от подстанции к производственным помещениям. Чаще всего магистральный шинопровод применяют в том случае, если оборудование на производстве расположено рядами по всему цеху и существует вероятность изменения местоположения станков.

Магистральные системы способны выдержать ток до 4000 А и к тому же рассчитаны на достаточно большое количество ответвлений, которые нужны для подключения электрооборудования. Как правило, предусматривается 2 ответвления на 6 метров длины.

Существуют магистральные шинопроводы переменного тока (маркировка ШМА) и постоянного (ШМАД). Конструкция изделий типа ШМА может включать три либо четыре шины. В первом случае каждая фаза представлена двумя прямоугольными изолированными шинами, изготовленными из алюминия. Нулем в этом случае являются два уголка (также алюминиевых), которые располагаются за пределами корпуса и используются для монтажа шинопровода. Что касается системы из 4-х шин, в этом случае все они расположены внутри конструкции.

Магистральные конструкции типа ШМА комплектуются из секций размерами 0,75; 1,5; 3 и 3,5 метра. Секции могут быть прямыми, подгоночными, тройниковыми, угловыми ответвительными или же присоединительными, что видно на схемах ниже.

Помимо этого существует еще 2 вида секций ШМА: фазировочные (позволяют чередовать фазы) и гибкие (для обхода препятствий, возникающих на пути прокладки). Чаще всего применяются прямые трехметровые секции при проектировании шинопровода.

Кстати, соединяются секции между собой с помощью одноболтовых сжимов однако более надежное соединение достигается за счет сварки.

ШМАД рассчитан на постоянный ток до 6300 А. Маркировка ШМАДК означает, что шины защищены крышками.

Распределительный

Назначением распределительного типа изделий (ШРА) является распределение электрической энергии от магистрального шинопровода непосредственно к потребителям. Такие конструкции применяют для подключения однофазных и трехфазный приемников.

Они комплектуются из угловых секций, тройниковых и прямых, длиной 3 метра. На 3-метровую секцию предусмотрено от 3 до 6 мест для подключения приемников. ШРА рассчитаны на ток до 630 А. Все 4 шины также прямоугольные и изготавливаются из алюминия, являются неизолированными. Соединение секций осуществляется за счет болтов.

Обращаем ваше внимание на то, что распределительный тип шинопровода может иметь маркировку ШРМ, что означает – шины медные

Осветительный

Данная разновидность конструкции может применяться не только на производстве, но и в быту, а также в торговых центрах для подсветки витрин. Секции могут быть прямыми, угловыми, вводными и гибкими. Стандартная длина составляет 1,5 и 3 метра.

Устройство представлено четырьмя изолированными проводниками, сечением 6 мм2. Осветительный шинопровод (ШОС) способен выдержать ток до 25 А. Данный тип конструкции применяется в сетях 220 и 380 Вольт для установки и подключения трековых светильников.

Троллейный

Ну и последний тип шинопровода – троллейный (ШТМ). Область применения – питание подъемных кранов, подвесных дорог, монорельсов и т.д. ШТМ рассчитаны на напряжение 380 и 660 Вольт в сетях с глухозаземленной нейтралью. Номинальный ток составляет 200 или же 400 А.

Данная разновидность конструкций комплектуется прямыми секциями, длиной от 0,75 до 3 метров, а также угловыми на 45 и 90 градусов. Это позволяет осуществлять сборку трассы практически любой схемы. Для соединения секций используют специальные муфты.

Этапы монтажа

Вот мы и рассмотрели, какие бывают типы шинопроводов, и какими преимуществами и недостатками обладают данные изделия по сравнению с кабелем. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!

Рекомендуем также прочитать:

  • Причины потерь электроэнергии в электрических сетях
  • Кабель-каналы: типы и размеры
  • Расшифровка маркировки проводов и кабелей

Распределительные шинопроводы шра.

Распределительные
шинопроводы ШРА состоят из прямых секций
длиной 3 м и угловых секций.

Элементы
(секции) распределительного шинопровода
1 — заглушка, закрывающая место резервною
присоединения, 2 — ответвительная
коробка с предохранителями, 3 —
ответвительная коробка с автоматическим
выключателем (видна рукоятка автоматическим
выключателем), 4— коробка с сигнальными
лампами, указывающими наличие напряжения,
5 — вводная коробка

На
рисунке показан общий вид распределительного
штепсельного шинопровода серии ШРА-73
(четырехпроводного).

Все
четыре шины (три фазовых проводника и
нулевой) изготовлены из неизолированных
алюминиевых шин прямоугольного сечения.
Сечение фазовых и нулевого проводников
одинаково. Шины секций шинопровода
соединяют болтами. Каждая прямая
трехметровая секция имеет восемь
штепсельных окон для присоединения
ответвительных коробок. Расстояние
между ответвительными коробками 1 м. В
ответвительной коробке устанавливаются
автомат АЕ20 или А37 или предохранители
ПН2 на номинальный ток 100 А.

Существуют
также распределительные четырехпроводные
шинопроводы ШРМ с медными шинами на 100
А переменного тока напряжением 380/220 В.
Шинопроводы ШРМ обеспечивают присоединения
как трехфазных, так и однофазных
электроприемников, в том числе мощных
светильников.

Шинопроводы
распределительные типа ШРА73 предназначены
для выполнения электрических сетей
переменного тока частотой 50 и 60 Гц,
напряжением до 660 В. Шинопроводы трехфазные
с нулевым рабочим проводником на
нормальные токи 250, 400, 630А с ответвительными
коробками на ток 100, 160, 250А.

Степень
защиты — IP 32 по ГОСТ
14254-96.

Климатическое
исполнение — УЗ по ГОСТ
15150-69.

Шинопровод
состоит из типовых элементов: секций
прямых на 2 и 4 ответвления, прямых
прогоночных, угловых вертикальных,
угловых горизонтальных, вводных, для
вертикальной прокладки, ответвительных
коробок, торцовых заглушек, муфт
переходных и конструкций для крепления
(подвесов, кронштейнов, стоек).

Соединение
секций — сборно-разборное.

Выступающие
из секции концы шин снабжены болтами и
гайками, с помощью которых шины
соединяются.

Шинопровод
устанавливается на конструкциях
крепления, расположен­ных по трассе
с шагом 3-4 м.

Шинопровод
в рабочем положении (при горизонтальной
прокладке) выдерживает сосредоточенную
нагрузку в вертикальной и горизонтальной
плоскостях не менее 450Н, приложенную в
середине трехметрового пролета. Величина
остаточной деформации в вертикальной
и горизонтальной плоскостях не превышает
3 мм на один метр длины пролета.

Шинопровод
ШРА-73 — четырехпроводный нулевой (N)
провод замкнут на защитный металлический
кожух и образует совмещенный PEN — проводник
в системе с глухозаземленной нейтралью.

Произведем
расчет нагрузок для распределительного
шинопровода ШРА-1. От ШРА-1 питаются 20
ЭП: № 1-11, 21, 23-30. На основании приложений
к методическим указаниям заполним
данные для расчетов, из выбираем Ки,
tgφ.
Для каждого ЭП определим КиPн
и для всей группы ∑Киi,
Pнi.

ЭП
№1 n=1шт,
рн=55
кВт, Рн=1*55=55
кВт, Ки=0,2,
tgφ=1,73.

Определяем
расчетные величины

КиРн=0,2*55=11.

(1.1)

КиРнtgφ=0,2*55*1,73=19,03.
(1.2)

где
n
– количество ЭП,

Ки
– коэффициент использования,

Рн
– номинальная мощность, кВт.

Для
остальных ЭП расчет проводим аналогично,
результаты расчета приведены в таблице
1.

Далее
для всего шинопровода:

Рн=55+126,4+14+1,9+36=233,3кВт.
(1.3)

∑КиРн=11+21,48+2,24+1,23+5,76=41,72кВт.
(1.4)

∑КиРнtgφ=19,03+28,58+2,98+0,93+7,89=59,4кВАр.
(1.5)

npн2=3025+1997,12+98+3,61+162=5285,73
(1.6)

Групповой
коэффициент использования:

Ки=(∑КиРн)/(∑Рн)=41,72/233,3=0,178.
(1.7)

Эффективное
число ЭП:

Nэ=∑Рн2/∑npн2=233,32/5285,73=10,29
(1.8)

Округляем
до ближайшего меньшего, nэ=10.

По
находим Кр=f(nэи),
для nэ=10,
Ки=0,178,
Кр=1,5.
(1.9)

Находим
расчетную активную нагрузку:

Рр=∑KиРнр=41,72*1,5=62,58кВт.
(1.10)

Находим
расчетную реактивную нагрузку:

Qр=1.1∑КиРнtgφ=1,1*59,4=65,34кВАр.
(1.11)

где
1,1 – расчетный коэффициент, учитывается
если nэ≤10

Полная
нагрузка шинопровода и расчетный ток:

Sр=.
(1.12)

Iр=Sр/(*Up)=90,48/(*0.38)=137,47А.
(1.13)

Аналогичным
образом определяем расчетные нагрузки
для ЭП, подключенных к ШРА-2 и ШРА-3,
результаты расчетов занесены в таблицу
1.

Что такое шинопровод

Если необходимо совместить электропитание электроприбора или электроустановки с их креплением или обеспечением движения, то вместо кабельной продукции используют системы шинопроводов.

Шинопровод это тип электроснабжения токопроводящими пластинами (шинами), помещенными в несущий корпус, из изоляционных материалов.

Как и в кабельной продукции пластины могут изготавливаться из алюминия или меди. По количеству токопроводящих жил к электроустановке можно подвести напряжение 380 или 220 вольт. По этому параметру шинопроводы делятся на однофазные и трехфазные.

Итак, первая классификация всех типов шинопроводов, по их основным параметрам:

  • Однофазные и трехфазные шинопровода;
  • Шинопровода с медными или алюминиевыми токопроводящими шинами.

Однако, такая классификация шинопроводов является вторичной. Прежде всего шинопровода делят по их назначению.

Основные типы шинопроводных конструкций

Тип конструкции определяет место эксплуатации, производственное помещения, торговые залы или спортивные площадки, потребляемая мощность электроприборов подключаемых к проектируемой сети:

Магистральные шинопроводы используют для распределения электрических цепей, от основной магистрали к ним подключают распределительные щиты, шкафы. Отдельные электроприборы большой мощности, кондиционеры, электроплиты и другие электроприемники.

Пример размещения магистрального шинопровода на стене

На трансформаторных подстанциях с мощностью от 1000 до 2500 кВА с токами 1600 – 4000А применяют шинопроводы серии ШМА. Более мощные варианты шинопрорводов серии ШМАД и ШМАДК в сетях постоянного тока на приводах электродвигателей прокатных станов, где токи достигают 6300А.

Распределительные шинопроводы предназначены для непосредственного подключения к ним электроприемников различного назначения.

Секция распределительного шинопровода с отводами

На обычных производственных объектах распределительная сеть собирается из шинопровода марки ШРА рассчитанного на токи 250 – 630А.;

Троллейная конструкция на шинопроводах ШТМ (200 – 400 А) позволяет устанавливать электроприборы, которые требуется перемещать в процессе эксплуатации, монорельсы с талью или подъемные краны, другие установки;

Основные элементы троллейного шинопровода

Осветительные шинопроводы применяют для подключения светотехнических устройств или маломощных приборов. Эти цепи не предназначены для больших нагрузок поэтому применяется шинопровод марки ШОС выдерживающий токи 25 – 63 А.

Один из вариантов трекового осветительного шинопровода

Особенности монтажа закрытых шинопроводов

Это полноформатные сборно-разборные модульные шахты, которые закрывают электрическую трассу со всех сторон. Такой вариант может использоваться в местах повышенных внешних нагрузок. Сама проводка на первом уровне изоляции закрывается многослойной оболочкой, предотвращающей риски механических воздействий и электромагнитного влияния. Снаружи монтируется металлический корпус, выполненный из алюминия или стального сплава. В качестве крепления для шинопроводов закрытого типа могут применяться усиленные монтажные конструкции с анкерной фиксацией. Тяжелые корпуса устанавливаются посредством кронштейнов на рамы и профильные монтажные компоненты. В качестве основы для крепления обычно используют поверхности капитальных сооружений, стен, потолков и перегородок. К эксплуатационным особенностям металлического закрытого короба можно отнести то, что он выступает заземляющим контуром, который может подключаться к основным каналам электротехнической защиты. В системах открытого типа эту функцию уже в составе шинопровода выполняют специальные металлические стержни.

Кратко о достоинствах и недостатках

Из недостатков изделий хотелось бы выделить:

  1. Более длительный срок поставки, если сравнивать с кабелем. Дело в том, что шинопровод изготавливают специально под ваш проект. Редко когда на складе есть уже готовые секции, которые подойдут под ваши условия. В связи с этим придется подождать, пока его изготовят и доставят.
  2. Необходимость проектирования системы специалистом. Существует множество нюансов при составлении проекта, если у вас нет опыта в этом деле, малейшая ошибка может дорого обойтись.
  3. Жесткость конструкции не позволяет изменить трассу прокладки системы. Если вы не учли в проекте пересекающийся в одной плоскости с монтируемой линией вентиляционный канал, обойти его можно будет, только заказав новые части, специальные. Заказ повлечет за собой длительное ожидание поставки и материальные затраты.

Что касается преимуществ шинопровода перед кабелем, они следующие:

Более эстетичный внешний вид смонтированной линии.
Установка производится быстрее, при этом с меньшими усилиями.
Конструкция является пожаробезопасной, к тому же имеет степень защиты IP не менее, чем 55, что позволяет надежно защищать линию питания от влаги и пыли.
Благодаря прямоугольной форме шинопроводы позволяют экономить электроэнергию, т.к

уменьшается сопротивление силы тока и снижается активная энергия, ограничивая при этом реактивную.
Алюминиевый корпус быстро отводит тепло.
Срок службы изделий достигает 30 лет.
Экранирующий кожух обеспечивает защиту от электромагнитных излучений на производстве, что не менее важно.. Некоторые из предоставленных преимуществ относятся только к таким типам, как магистральный, распределительный и троллейный

Иначе говоря, к осветительному типу изделий достоинства относятся не все. Ниже мы как раз и поговорим о том, какие бывают шинопроводы

Некоторые из предоставленных преимуществ относятся только к таким типам, как магистральный, распределительный и троллейный. Иначе говоря, к осветительному типу изделий достоинства относятся не все. Ниже мы как раз и поговорим о том, какие бывают шинопроводы.

Технология монтажа распределительного шинопровода

Предварительно монтируются опорные сооружения, которые в дальнейшем используются по принципу несущих конструкций. На следующем этапе выполняется та же компоновка секций с блоками посредством креплений.

При монтаже несущей инфраструктуры рекомендуется выдерживать расстояние между опорными сооружениями в 3-4 м, но не более. Причем высота должна варьироваться в пределах 2,5-5 м в зависимости от условий в помещении и особенностей конструкции самого провода.

Для стыковки используются винтовые крепления, которые замыкают полумуфты. На этапе сборки соединяющие зажимы должны быть в ослабленном состоянии, чтобы не деформировать конструкцию при выполнении навесного крепежа. В дальнейшем крепежное усилие приводится в оптимальное состояние с показателями зажима 200 Н или 21 кг. Также технология монтажа шинопроводов распределительного типа предусматривает выполнение контроля стыковки путем проверки посадки выступов. Полумуфты должны попадать в фиксирующие отверстия модульных секций. Конфигурация их размещения предварительно рассчитывается в монтажной схеме.

Несмотря на громоздкость конструкции распределительных каналов, они дают широкие возможности с точки зрения вариантов размещения. Жесткую фиксацию, в частности, можно выполнять к специально выстроенным опорам, колоннам или же к поверхностям стен. При небольшой массе допускается и подвешивание канала в пролетах.

Виды секций шинопровода

Изолированный канал данного рода вовсе не относится к линейным однотипным шахтам, которые меняются лишь в параметрах сечения и размеров. Полноценный шинопровод имеет стыковые, поворотные и другие сложные элементы, представленные секциями того или иного типа. К стандартным разновидностям сегментов магистрального шинопровода можно отнести следующие:

  • Присоединительная секция. Применяется для коммутации с панелью управления и подключения канала к сборным шинам электрощита.
  • Секция концевого питания. Вводится в сеть для регуляции энергии в шинопроводе путем ее отбора через гибкий кабель.
  • Угловая секция подключения. Может применяться для ввода шины в сети на сложных поворотных участках, где невозможно использование типовых сегментов конструкции.
  • Проходные сегменты. Обширная группа сборных элементов шины, которые применяют на переходных и узловых технологических участках с особыми требованиями. Например, это могут быть проходы через перекрытия и стены, зоны с повышенной пожарной опасностью и т. д.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации