Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Конструкция и области применения главной заземляющей шины

Основные системы заземления

1. Система заземления TN-C

К системе TN-C относятся трехфазные четырехпроводные (три фазных проводника и PEN- проводник, совмещающий функции нулевого рабочего и нулевого защитного проводников) и однофазные двухпроводные (фазный и нулевой рабочий проводники) сети зданий старой постройки. Эта система простая и дешевая, но она не обеспечивает необходимый уровень электробезопасности.

2. Система заземления TN-C-S

В настоящее время применение системы TN-C на вновь строящихся и реконструируемых объектах не допускается. При эксплуатации системы TN-C в
здании старой постройки, предназначенном для размещения компьютерной техники и телекоммуникаций, необходимо обеспечить переход от системы TN-C к системе TN-S (TN-C-S).

Система TN-C-S характерна для реконструируемых сетей, в которых нулевой рабочий и защитный проводники объединены только в части схемы, во вводном устройстве электроустановки (например, вводном квартирном щитке). Во вводном устройстве электроустановки совмещенный нулевой защитный и рабочий проводник PEN разделен на нулевой защитный проводник PE и нулевой рабочий проводник N. При этом нулевой защитный проводник PE соединен со всеми открытыми токопроводящими частями электроустановки. Система TN-C-S является перспективной для нашей страны, позволяет обеспечить высокий уровень электробезопасности при относительно небольших затратах.

3. Система заземления TN-S

В системе TN-S нулевой рабочий и нулевой защитный проводники проложены отдельно. С подстанции приходит пяти жильный кабель. Все открытые проводящие части электроустановки соединены отдельным нулевым защитным проводником PE. Такая схема исключает обратные токи в проводнике РЕ, что снижает риск возникновения электромагнитных помех. Хорошим вариантом для минимизации помех является пристроенная трансформаторная подстанция (ТП), что позволяет обеспечить минимальную длину проводника от ввода кабелей электроснабжения до главного заземляющего зажима. Система TN-S при наличии пристроенной подстанции не требует повторного заземления, так как на этой подстанции имеется основной заземлитель. Такая система широко распространена в Европе.

4. Система заземления TT

В системе TT трансформаторная подстанция имеет непосредственную связь токоведущих частей с землёй. Все открытые проводящие части электроустановки здания имеют непосредственную связь с землёй через заземлитель, электрически не зависимый от заземлителя нейтрали трансформаторной подстанции.

5. Система заземления IT

В системе IT нейтраль источника питания изолирована от земли или заземлена через приборы или устройства, имеющие большое сопротивление, а открытые проводящие части заземлены. Ток утечки на корпус или на землю в будет низким и не повлияет на условия работы присоединенного оборудования. Такая система используется, как правило, в электроустановках зданий, к которым предъявляются повышенные требования по безопасности.

Соединения на главной заземляющей шины (ГЗШ)

Главным назначением, если можно так сказать, главной заземляющей шины (ГЗШ) является разделение PEN проводника кабеля электропитания.PEN проводник после разделки подсоединяется к заранее установленной ГЗШ.

Подсоединение производится при помощи болтов, шаб, гаек. Для фиксации болтового соединения ГЗШ желательно использовать гроверную шайбу (смотри фото). Все соединения на ГЗШ должны быть осуществлены болтовыми креплениями. Каждый кабель, подключаемый к ГЗШ должен иметь отдельное соединение.

Примечание: Болтовые соединения нужны для того чтобы в любой момент можно было отключить отдельно любой защитный кабель и произвести необходимые контрольные замеры (сопротивления изоляции, сопротивления растеканию тока и т.д.)

При установке внутри вводно-распределительного устройства (ВРУ) главная заземляющая шина (ГЗШ) устанавливается непосредственно на корпус ВРУ, и имеет с ним электропроводящий контакт. (Читайте подробно о комплектации ВРУ).

Рядом с ГЗШ устанавливается шина рабочего нуля(N).Шина N соединяется с главной заземляющей шиной (ГЗШ) на которой происходит разделение PEN проводника.

Сборка щита. Видео

Каким образом осуществляется сборка трехфазного щита учета, можно узнать, просмотрев это видео.

Устройство распределительного щита с модульным оборудованием – лучшее решение для организации внутридомовой электросети. Применение ГЗШ с креплением на дин рейку позволяет не только обезопасить себя от аварийных ситуаций при обслуживании сети, но сэкономить расходы, т.к. на дин рейку в такие электрощиты всегда можно доставлять аналогичное оборудование.

Следует выбирать оборудование проверенных торговых марок, таких как ABB, ИЭК и другие. Главная заземляющая шина и другое модульное оборудование этих марок более качественное и имеет долгий срок эксплуатации.

Порядок монтажа защитного заземления

Защитное заземление – система преднамеренного соединения с землей железных частей электрической установки в целях повышения безопасности ее эксплуатации. Металлические составляющие конструкции под напряжением находиться не должны.

Порядок монтажа:

  • установка заземлителей;
  • прокладка заземляющих проводниковых частей;
  • соединение заземляющих проводников – между собой, электрическим оборудованием.

Вертикальные стальные угловые заземлители, отбракованные трубы в грунт погружают и фиксируют путем забивки либо вдавливания. Круглые стальные части в землю по знаку места заземления вдавливают либо вворачивают. Для выполнения работ применяются особые приспособления, машины – сверлилки, копры, ПЗД-12. Чаще всего для устройства системы применяют электрические заглубители со стандартными редуктором и сверлилкой. Это способствует снижению частоты вращений менее 100 оборотов за минуту и увеличению крутящего момента на вкручиваемом электроде. К концу электрода приваривают забурниковый наконечник, который обеспечивает нормальное погружение рабочей части, рыхлит грунт. Заводской электрод имеет вид полосы 4х40 мм или других размеров. Полоса заземления заострена на конце, имеет винтовой изгиб. Другие типы наконечников для электродов также применяются, для фиксации используют зажимы заземления.

Вертикальные заземлители закладываются на 0.5-0.6 м от планировочной отметки, со дна траншеи выступают до 0.2 м

Важно соблюдать правильные интервалы между электродами – это от 2.5 до 3 м. Горизонтальные медные ленты для заземления и соединения укладываются в траншеи на 0.7 м в глубину от отметки планирования на грунте

Если струбцины, клеммники, болты, тросы, скобы для крепления использовать нельзя, делается сварка внахлест. Стыки покрываются слоем битума – она защитит детали от коррозии. Ширина траншеи составляет 0.5 м, глубина 0.7 м.

Внешний заземляющий контур, прокладка внутренней сети делают по проектным рабочим чертежам.

Каждая клемма заземления должна давать корректные показания. Зажимы заземления устанавливайте по схеме. Вводы в здание проводников делайте как минимум в паре мест. После завершения работ готовится акт, на чертежах размечаются привязки на местности – где проходит каждая полоса заземления.

Магистральная полоса заземления прокладывается на удалении 0.5-0.1 м от поверхностей вдоль стен, расстояние от пола 0.4-0.6 м. Между точками крепления выдерживайте интервал 0.6-1.0 м. В сухих помещениях при условии отсутствия химически активных сред допустима прокладка заземлителей прямо к стене.

Стержни крепят к стенам дюбелями – с применением дополнительных комплектующих либо без них. Широко используют закладные детали, колодки, к которым привариваются полосы. Пистолетом изделия пристреливаются в кирпичные, бетонные основания. В помещениях с высоким уровнем влажности, особенно едкими токсичными испарениями, проводники привариваются к установленным с применением дюбелей-гвоздей опорам. Для зазоров используют стальной полосный держатель штампованного типа, кронштейн. Длина нахлестки в ходе сварки равняется двойному показателю ширины полосы, если она прямоугольная, и шести диаметрам, если используется круглая сталь.

Шина заземления в щит с din рейками может крепиться болтовыми фланцевыми соединителями, обходными перемычками.

Отдельные ответвления использовать тоже можно.

Стальные заземляющие полосы присоединяются сварным способом к металлическим конструкциям, для оборудования предпочтительно крепление на болты, гайки. Другие варианты – пайка и бандаж.

Когда шина заземления будет установлена, клеммы заземления и другие составляющие системы по периметру и внутри здания протестированы, можно будет подсоединять контур заземления. От контура сваркой крепятся заземляющие полосы для внутренних частей здания.

Отдельно взятые элементы заземления потребителя соединяются проводникам в параллельном, а не последовательном порядке.

Конструкция

Система изготавливается из металла. В качестве конструкционных элементов могут выступать водопроводы, газопроводы и любые другие металлические трубы, а также канализационный колодец, стальные элементы здания. Нередко в целях заземления используются вентиляция и система кондиционирования воздуха.

Медь для шины заземления в бобине

Согласно Правилам устройства электроустановок (сокращенно — ПУЭ), заземлительные устройства могут быть не только стальными, но и медными. Причем медь — лучший вариант, поскольку этот металл отличается прекрасной электропроводимостью, слабо окисляется под воздействием напряжения, не подвержен ржавлению. Необходимо заметить, что сталь для изготовления шин заземления используется гораздо чаще, но связано это с ее более низкой ценой. Не рекомендуется изготовление заземляющих реек из алюминия, так как этот металл быстро коррозирует и характеризуется недостаточным сопротивлением.

Обратите внимание! Главная заземляющая шина характеризуется меньшей площадью сечения в сравнении с защитным проводом или нулем рабочего провода силовой линии. Для шины PE в электрических установках до 1000 В сечение проводников должно быть разным в зависимости от металла

В случае с медным проводником сечение должно быть более 10 квадратных миллиметров, для алюминия этот показатель составляет 16 квадратных миллиметров, а для стали — 75 квадратных миллиметров

Для шины PE в электрических установках до 1000 В сечение проводников должно быть разным в зависимости от металла. В случае с медным проводником сечение должно быть более 10 квадратных миллиметров, для алюминия этот показатель составляет 16 квадратных миллиметров, а для стали — 75 квадратных миллиметров.

Девятнадцатидюймовая шина заземления медная должна предусматривать участки для единовременного подключения 14 или 18 направляющих. Таким образом, на одной полосе будет от 14 до 18 крепежных болтов. Полоса чаще всего оснащается парой изоляторов и размещается в специальном шкафу (так называемом шкафу №19) и подключается к заземлительному контуру через ПВЗ провод. Девятнадцатидюймовая шина используется для стыковки контактов, сечение которых составляет 2,5 квадратных миллиметра.

Согласно требованиям ГОСТа, главная заземляющая шина должна иметь не менее пяти одновременных соединений.

Заземлительное устройство можно изготовить из стали с омеднением. Толщина листа — 14,2 миллиметра. Такой комплект будет стоить недешево, зато обретет все свойства, характерные для медных проводников.

Обратите внимание! Четырнадцати разъемов обычно достаточно для десяти и более квартир при условии равномерного распределения нагрузки. Заземляющие шины выпускаются двух типов — REC-ET2-M и REC-ET

Первая модель закрепляется на специальных профилях в монтажных шкафах. А вот держатель шин заземления, гальванопокрытие которого защищает изделие от коррозии, не будет работать без специального органайзера, при наличии которого можно подключить до девяти потребителей

Заземляющие шины выпускаются двух типов — REC-ET2-M и REC-ET. Первая модель закрепляется на специальных профилях в монтажных шкафах. А вот держатель шин заземления, гальванопокрытие которого защищает изделие от коррозии, не будет работать без специального органайзера, при наличии которого можно подключить до девяти потребителей.

ГЗШ главная заземляющая шина (13)

Главная заземляющая шина ГЗШ предназначена для выполнения системы уравнивания потенциалов в каждой электроустановке здания, которая соединяет между собой следующие проводящие части:

  • Заземляющий проводник, присоединенный к естественному или искусственному заземлителю (если заземлитель имеется);
  • Металлические трубы коммуникаций, входящих в здание (трубы горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, газоснабжения и т.п.);
  • Металлический каркас здания;
  • Металлические части централизованных систем вентиляции и кондиционирования. При наличии децентрализованных систем вентиляции и кондиционирования металлические воздуховоды следует присоединять к шине РЕ шкафов питания кондиционеров и вентиляторов;
  • Систему молниезащиты;
  • Заземляющий проводник функционального (рабочего) заземления, если такое имеется и если отсутствуют ограничения на присоединение цепей функционального заземления к заземляющему устройству защитного заземления.

Шкаф может быть использован для разрыва цепи заземляющего устройства, с целью измерения сопротивления растеканию тока.

Конструкция щитов

Щиты главной заземляющей шины серии представляют собой сварную металлоконструкцию из гнутых стальных профилей, внутри которой размещена шина. Доступ в щит обеспечен со стороны фасада через дверь, на лицевой стороне которой расположена паспортная табличка.

Условия эксплуатации ГЗШ

  • Температура окружающего воздуха от -45 до +50 °С, относительная влажность воздуха не более 80% при макс. температуре +20°С., высота над уровнем моря не более 2000 м, окружающая среда невзрывоопасная, не содержащая токопроводящей пыли, агрессивных газов или паров, разрушающих металлы и изоляцию.
  • Рабочее положение шкафа в пространстве – вертикальное, с допустимым отклонением от него в любую сторону не более чем 5%.
  • Климатическое исполнение (по ГОСТ 15150) – УХЛ4, группа механического исполнения (по ГОСТ 17516.1) – М2

Комплектность поставки

1.

Шкаф, шт.

1

2.

Ключи

к каждому замку

3.

Паспорт, шт.

1

4.

Руководство по эксплуатации, шт.

1

     

ВРУ8 (Вводно-распределительные устройства)
ТипПринципиальная электрическая схемаНом. ток Аэлементы на схемеАналог панели серии
   ОбозначениеНаименование 
Ящик ГЗШ-10 -1-10схема340PEШина заземления; 3×25 10 присоединений265х310х120
Ящик ГЗШ-10-3-10схема625PEШина заземления; 4×40 10 присоединений265х310х120
Ящик ГЗШ-10-3-20схема625PEШина заземления; 4×40 10 присоединений265х310х120
Ящик ГЗШ-10-4-10схема860/870PEШина заземления; 5×50 10 присоединений265х310х120
Ящик ГЗШ-10-5-10схема1475/1525PEШина заземления; 50×10 10 присоединений265х310х120
Ящик ГЗШ-10-2-10схема475PEШина заземления; 4×30 10 присоединений265х310х120
Ящик ГЗШ-21-1-20схема340PEШина заземления: 3×25 20 присоединений395х310х120
Ящик ГЗШ-21-2-20схема475PEШина заземления; 4×30 10 присоединений395х310х120
Ящик ГЗШ-21-4-20схема860/870PEШина заземления; 5×50 20 присоединений395х310х120
Ящик ГЗШ-21-5-20схема1475/1525PEШина заземления; 50×10 10 присоединений395х310х120
Ящик ГЗШ-8-01-8схема340PEШина заземления; 3×25 10 присоединений265х310х120
Ящик ГЗШ-8-02-8схема475PEШина заземления; 4×30 10 присоединений265х310х120
Ящик ГЗШ-8-03-8схема625PEШина заземления; 4x 40 10 присоединений265х310х120

Где установить главную шину

Исходя из конкретных условий, главная заземляющая шина монтируется в наиболее удобных участках. Нередко для этого применяются столбы (рис. 1), от которых линия электрической сети подводится к ведущему вводно-распределительному устройству. На этих столбах иногда монтируется дополнительное ВРУ, позволяющее подключить заземляющую рейку. В таких случаях она должна иметь контакт с главной планкой, установленной в основном щитке.

При использовании столба требуется выполнить действия по повторному заземлению PEN-провода. С этой целью из него выделяется индивидуальная планка РЕ. Она должна иметь электрическое соединение с дополнительным контуром заземления, монтируемым возле вблизи столба.

Наиболее оптимальным вариантом считается шкаф ВРУ, размещаемый на фасаде здания в отведенном месте (рис. 2). На объектах промышленного производства такие шкафы устанавливаются в специально оборудованных щитовых помещениях.

Внутри щитка шина заземления закрепляется на своем месте с помощью болтов. Для обеспечения контакта с нулевой планкой используется перемычка из меди или стали. Показатели габаритов шины должны соответствовать размерам сечения проводников нуля и заземления. На самой планке эти проводники могут располагаться где угодно, независимо друг от друга.

Необходимо помнить, что медная шина заземления должна иметь сечение не ниже 10 мм2. Этот же показатель для стальной пластины составляет уже 75 мм2.

При отсутствии шкафа, установка заземляющего приспособления осуществляется в местах, исключающих какое-либо вмешательство и посторонний доступ. В основном это плоские твердые поверхности, где рейка непосредственно размещается и закрепляется на изоляторах. Подключение всей конструкции к системе заземления выполняется с помощью медного провода, сечение которого рассчитывается заранее.

При необходимости отдельные детали шины соединяются методом сварки. В итоге получается не только высокая проводимость, но и надежные прочные соединения всех элементов.

Встроенные шины

Встроенная шина

Конструкция создается полностью с нуля мастером. Однако в продаже есть уже встроенное готовое устройство с заземляющими шинами. Примером является DIN рейка, к которой прилагается коммутатор на 220 В для питания устройства. Также в комплекте идут нулевые шины с изолятором. Максимально допустимое одновременное количество подключений – 22.

В продаже можно найти три разновидности таких реек. Для автоматических выключателей применяется DIN U3, также эта модель выпускается с нулевой шиной заземления. Третий вид – DIN U4 с дополнительным функционалом. Все изделия имеют антикоррозийное покрытие и легко поддаются электромонтажу.

Одна из самых популярных реек – TLK-ERH-CU 19-дюймовая. Выполнена из меди, стоит недорого и отличается высоким уровнем качества.

Место установки

В независимости от того где будет устанавливаться главная заземляющая шина, ее соединения обязаны соответствовать все необходимым стандартам системы ГОСТ 10434, в части, которая имеет отношение к контактам соединений второго класса. Конструкция рейки-проводника обязательно должна быть рассчитана на подключение к ней напрямую других проводников и контактов.

Главная заземляющая шина должна размещаться в изолированном месте(TLK, ШЗ-U1 и другие). Например, это может быть специальный прочный шкаф или ящик, который изготовлен из гнутого стального профиля. Через отдельное отверстие в боковой части всегда есть доступ к этой рейке, если короб закрыт на замок.
Обычно на поверхности такого корпуса размещается паспортная табличка с его параметрами. Дополнительные запорные устройства увеличивают устойчивость и безопасность для окружающих людей.

Обычно защитные коробы с главной заземляющей шиной размещаются на высоте около 1,5 метра от пола. Это делается для того, чтобы усложнить доступ к ним детям. Если на шкафу отсутствует замок или он требует замены, то в такое время существует вероятность того, что ребенок по незнанию может достать до контактов, которые находятся под напряжением. Это представляет опасность для его жизни.

В монтажном шкафу главная заземляющая шина располагается горизонтально. По бокам ее зажимают болтами, плотно закрепляя к основанию. После установки, и подключения заземляющие устройства следует окрасить в фиолетовый цвет. В промышленных зданиях, для того чтобы защитить высокотехническое электрооборудование, помещают его в стальные электрошкафы, которые устанавливают в вентиляционной системе.

Заземление различного электрического оснащения осуществляется с соблюдением стандартов ГОСТ. Они предполагают монтаж двух типов заземляющих шин: модель REC-ET2-M и модель REC-ET. REC-ET2-M — крепится при помощи специальных профилей для электрошкафов или стоек, предусматривая одновременное подключение 14 контуров и больше.
REC-ET — нуждается в особом органайзере, что позволит подвести и сделать монтаж до 9 проводов.

Выбирая место для установки данного оборудования, следует учитывать, что бесперебойная и безопасная его работа будет сопровождаться также и окружающими условиями. При влажности воздуха около 80% необходима температура воздуха от 14 до 20 градусов тепла. При таких условиях срок эксплуатации возрастает, несмотря на то, что заземляющие шины могут работать как при -40, так и при +50 градусах по Цельсию. Не должно быть доступа к открытому огню, в защитный короб не должна попадать пыль, пар, газы или кислота, которые способны разрушать металлические детали и их изоляционное покрытие. Доступ к этим местам должны иметь только специалисты, которые умеют работать с электротехникой.

Для выравнивания потенциалов используется целая система. Но главной деталью является вертикальная или горизонтальная шина заземления, РЕ или ГЗШ, которая используется в заземлении по схемам TN-C-S и TN-S.

Заземляющая шина – это специальное устройство, которое используется для функционального выравнивания потенциалов в жилых зданиях и помещениях промышленного назначения. Это необходимо для защиты потребителя при протечках тока. Если система выравнивания потенциалов не установлена, то открытые токоведущие части электрических приспособлениях при протечке могут поразить работника во время прикосновения.

Фото – шины на изоляторах

Для обеспечения защиты всех групп электрических приборов, их токоведущие части соединяются с главной заземляющей шиной

Несмотря на то, что шина является самой важной частью СУП, в её конструкции есть множество других деталей. Все элементы системы соединяются между собой посредством шины, это:

  1. Проводник заземления. Элемент соединяется с зажимами защитного контура или другими заземляющими деталями;
  2. С трубами коммуникаций с целью защиты этих открытых металлических элементов от проведения тока;
  3. С прочими различными металлическими отводами в здании или на его каркасе.

Помимо этого, согласно ПУЭ, шина обязательно соединяется с молниеотводами, которые также преимущественно производятся из металла.

Фото – универсальный разъем

Стандартно, шина нулевая или заземления изготавливается из высокопрочного металлического сплава или металла (в основном производятся медные отводы – TGRD Hyperline), хотя сейчас в электрощитке все чаще можно увидеть стальные защитные элементы. В различных магазинах можно найти шину, изготовленную из алюминия (WZ-1951), но это запрещено. Стальная и медная способны выдерживать высокие температуры при замыкании или в аварийной ситуации, при этом, алюминиевая шина просто расплавится.

Фото – принцип подключения

Характеристики нулевых шин


Пример использования кросс-модуля

Неизолированная шина нулевая со сторонами 6*9мм и 8*12мм, длиной 0,5 и 1 м отличаются двумя способами подсоединения проводников: по центру или краям изделия.

Шина нулевая изолированная с двумя полимерными «лапками» для крепления к щиту, питает провода через верхние, боковые отверстия. Размеры брусков (ширина/высота): 6*9 и 8*12 мм.

Шина нулевая HCD имеет универсальные крепления: на Din-рейку и поверхность щитка одновременно. Базовые размеры металлического бруска 6*9 мм и 8*12мм.

Нулевая шина с изолятором CD крепится на Din-рейку по центру изделия. Размеры клеммы 6*9мм, 1 м.

Кросс-модуль представлен нулевой рейкой в корпусе для монтажа в щиток или 2-4 проводниками в полимерной коробке, фиксируемой на DIN-рейке или плоской поверхности через отверстия на задней панели. Устройство содержит отверстия различных диаметров, позволяя подключать провода соответствующих сечений.

Конструкция ГЗШ

Главная заземляющая шина или гзш может находиться как во вводном щитке, так и располагаться отдельно. Во втором случае требование к защите от доступа к ней неквалифицированных лиц те же, что и в любую часть электроустановки, находящуюся под напряжением. Она должна быть заперта в шкафу или располагаться в помещении, куда доступ возможен только электротехническому персоналу.

На шине, рядом с нею или на корпусе шкафа, где она единолично установлена, должен быть нанесен значок заземления. Если главная заземляющая шина входит в состав вводного шкафа, щитка или ВРУ, то на ней наносят ее наименование, исходя из функционального назначения: PEN или РЕ.

Для изготовления ГЗШ применяют только твердые проводящие материалы: медь или сталь. К стали, применяемой в электротехнических целях, применяются особые требования – обычная полоса с пятнами ржавчины для этого не пригодна. Лучше использовать анодированные или оцинкованные материалы, они предохраняют изделие от коррозии. Если все-таки используется обычная сталь, места для подключения проводников должны быть подготовлены (зачищены от окислов) и на них наносится защитное покрытие в виде смазки. Можно применить обычный Литол-24, но лучше использовать специальные токопроводящие составы, например – «Суперконт».

Главная заземляющая шина не может быть алюминиевой. Алюминий – мягкий металл, соединения, выполненные с его использованием, со временем ослабевают, контакт нарушается. В случае применения этого материала для изготовления силовых шин, при нарушении контактного соединения возникает нагрев, искрение. Это своевременно замечают и устраняют дефект. Но в случае с ГЗШ нарушение контакта будет замечено только при плановых измерениях целостности цепей заземления. В интервале между замерами качество контактов проконтролировать невозможно.

Проводники к ГЗШ подключаются способами, при которых их отсоединение возможно только с помощью инструмента. Это болтовые или винтовые соединения. Винтовые используются в бытовых щитках, где шина установлена на din рейку. Такие шины применяют не только для подключения заземляющих, но и для нулевых рабочих проводников, их токопроводящая часть выполнена из латуни. На дин рейке их фиксирует держатель шин заземления, изготовленный из изоляционных материалов.

Но для шины заземления использование изоляторов для установки не требуется. Наоборот: она должна обязательно монтироваться на металлическом основании щитка. Если это не так, то корпус соединяется с ГЗШ дополнительным проводником.

Шины могут изготавливаться как вручную, применительно к конкретной модели шкафа (щитка) или к электроустановке в целом, так и приобретаться готовыми. Например, для напольных шкафов используется шина заземления 19 дюймовая медная. На ней уже выполнены отверстия с комплектацией крепежными элементами.

Требование к сечению ГЗШ – оно должно быть не менее, чем сечение жилы PEN или РЕ питающей кабельной линии. Применение медных шин предпочтительнее, чем стальных.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации