Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 75

Плавучая аэс вдохнет новую жизнь в развитие чукотки

Первая в мире?

«Академик Ломоносов» строился тринадцать лет. Сначала заказ должен был выполнить северодвинский «Севмаш», но потом строительство перенесли на «Балтийский завод» в Петербурге. Летом 2017 года МЧС пришлось тушить пожар на строящейся плавучей станции: произошло короткое замыкание аккумуляторных батарей, но в целом строительство проходило без происшествий.

По плану, два основных буксира и один запасной будут тянуть «Академика Ломоносова» 4700 километров — от Мурманска до чукотского порта Певек, где станет он частью плавучей атомной теплоэлектростанции, когда его подключат к энергосетям.

Плавучий энергоблок обслуживает персонал из 86 человек. Для них на 6-этажном «Ломоносове» даже предусмотрели бассейн, две бани — финскую и русскую, тренажерный зал, бар и курительную комнату.

После ввода станции в эксплуатацию она станет самой северной атомной станцией в мире. Сейчас это звание носит Билибинская АЭС на Чукотке, которую после запуска новой плавучей АЭС начнут постепенно выводить из эксплуатации. Но пока количество атомных электростанций в России увеличится с 10 до 11.

По последним данным «Росатома», доля АЭС в электровыработке России составляет 18,7% и растет последние несколько лет. В своих официальных релизах «Росатом» часто ссылается на заявление Всемирной ядерной ассоциации, которая считает, что для решения проблемы энергодефицита нужно увеличить долю атомной энергии до 25%.

В уникальности этого проекта некоторые сомневаются.

Например, физик-ядерщик Андрей Ожаровский, противник атомной энергетики, говорит: «Некоторые поверили, что росатомовский «Академик Ломоносов» — действительно первая в мире «плавучая» АЭС. Это не так. В США подобную установку построили еще в 1960-х. Испытали и решили, что это слишком дорого. Так что «Росатом» просто подобрал отвергнутую другими идею».

Описание станции

Плавучий энергоблок

Плавучая атомная теплоэлектростанция предназначена для получения электрической и тепловой энергии. Также ПАТЭС может быть использована для опреснения морской воды (оценочно от 40 до 240 тыс. кубометров пресной воды в сутки).

Плавучий энергетический блок предназначен для работы в составе атомной теплоэлектростанции малой мощности и обеспечивает в номинальном режиме выдачу в береговые сети 60 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч тепловой энергии для нагрева теплофикационной воды. Электрическая мощность, выдаваемая в береговую сеть без потребления берегом тепловой энергии, составляет около 70 МВт. В режиме выдачи максимальной тепловой мощности около 145 Гкал/ч электрическая мощность, выдаваемая в береговую сеть, составляет порядка 30 МВт. ПЭБ сможет обеспечивать электроэнергией населенный пункт с численностью населения около 100 000 человек.

Плавучий энергоблок представляет собой несамоходное судно стоечного типа с двойным дном и двойными бортами, с развитой надстройкой, предназначенной в носовой и средней частях для размещения энергетического оборудования, а в кормовой части — жилого блока.
В состав энергетической установки ПЭБ входят две реакторные установки КЛТ-40С разработки ОКБМ Африкантов, две паротурбинные установки производства ОАО Калужский турбинный завод (ОАО «КТЗ»), вспомогательные системы и оборудование.

Основные характеристики ПЭБ:

  • длина по КВЛ 140,0 м;
  • длина наибольшая 144,2 м;
  • ширина наибольшая 30,0 м;
  • высота борта до ВП 10,0 м;
  • осадка по КВЛ 5,5 м;
  • водоизмещение ок. 21560 т.

Назначенный срок службы ПЭБ составляет 35 ÷ 40 лет с ежегодным техническим обслуживанием и текущим ремонтом отдельного оборудования, которые выполняются без вывода ПЭБ из эксплуатации, и заводским (средним) ремонтом через 10-12 лет эксплуатации.

На ПЭБ предусматривается размещение обслуживающего персонала в количестве около 70 человек. Для этого предусмотрены жилые каюты, столовая, салон отдыха, библиотека, спортивный комплекс (спортивный зал, тренажерный зал, бассейн, сауна, баня), магазин, прачечная и др. Для приготовления пищи и хранения продуктов предусмотрены камбузный и провизионный блоки. Для оказания первой медицинской помощи предусмотрена амбулатория.

Оптимизированный проект

Росатом разработал проект оптимизированного плавучего атомного энергоблока (ОПЭБ). Вместо использования реакторной установки КЛТ-40С на ОПЭБ предполагается использовать две модернизированные реакторные установки РИТМ-200. Это позволит увеличить мощность плавучей АЭС до 100 МВт, а срок использования одной загрузки ядерным топливом до 10 лет.

Береговая инфраструктура

Береговые сооружения ПАТЭС, предназначенные для приёма и распределения выдаваемой с ПЭБ электроэнергии и горячей воды (для отопления города) расположены в г. Певек Чукотского АО. Для защиты ПЭБ в период эксплуатации от морского волнения и навала дрейфующих льдов предусмотрен защитный мол-причал, который представляет собой преграду сплошного типа с пропускными отверстиями для обеспечения нормальных для эксплуатации ПЭБ гидротермических параметров акватории.

Стоимость проекта

Изначально полная стоимость строительства ПАТЭС оценивалась в 9,1 млрд рублей. В процессе строительства стоимость станции многократно возросла и по состоянию на 2015 год оценивалась уже в 37,3 млрд рублей с учетом береговой инфраструктуры — из этой суммы на нее потрачено около 7 млрд рублей.

Свет, тепло, вода

Напротив, по мнению главы Дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций «Росэнергоатома» Виталия Трутнева, ввод в эксплуатацию плавучей АЭС улучшит экологическую обстановку на Крайнем Севере. «В России и во всем мире впервые появляется возможность транспортировать источник безопасной экологической энергии, — сказал Трутнев британской The Times. — Это особенно актуально у нас в районе Крайнего Севера, где нет возможности подвести традиционные источники топлива и не загрязнять уникальную экологическую среду».

Кроме получения электроэнергии, «Академик Ломоносов» станет мощным поставщиком тепла и может использоваться как завод по опреснению воды. В перспективе плавучий энергоблок с двумя реакторами КЛТ-40 сможет выдавать до 70 МВт электричества. Это позволит полностью отключить наземные Билибинскую АЭС (36 МВт) и Чаунскую ТЭЦ (30 МВт) на Чукотке.

Академик_Ломоносов

Помещение перегрузки ядерного топлива плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов»

Фото: РИА Новости/Павел Львов

Судно как город

Плавучая АЭС «Академик Ломоносов» – это огромный корабль с размером в 12-этажный дом и длиной в 144 метра. Его можно сравнивать с небольшим городом. На корабле вместо запутанных улиц есть лабиринты коридоров, вместо мэрии здесь находится центральный пост – именно с него осуществляется управления технологическими процессами. Вместо домов на корабле есть удобные одноместные каюты для персонала. Для руководящего состава еще предусмотрены кабинеты.

Также на этой плавучей АЭС находятся социальные объекты: библиотека, спортивный и тренажерный зал, сауна, а также специальный пресс-рум для общения с представителями прессы.

Всего на судне 96 членов экипажа, которые работают вахтовым методом по три месяца. Такая схема работы является стандартной и применяется на многих крупных судах, которые долгие месяцы находятся в море.

Плавучие АЭС

Мощность ядерных установок на ледоколах составляет многие десятки МВт. В принципе, они вполне способны запитать электроэнергией не слишком большой прибрежный город. Но все же, их использование в качестве электростанций несколько избыточно. Ведь большую часть времени, такая электростанция должна стоять где-то на приколе. Поэтому рациональнее использовать несамоходные суда. При необходимости их несложно отвести в другое место на буксире.

Первыми подобный проект реализовали США. Плавучую атомную электростанцию мощностью всего 10 МВт построили шестидесятые годы на базе модернизированного судна класса «Либерти». Она получила имя «Стурджис» (Sturgis) в честь генерала Стурджиса, который в 50-е годы был главой Инженерного корпуса США.


«Стурджис» был переоборудован в плавучую АЭС в 1960-х годах. В 2012 году Министерство обороны США приняло решение утилизировать корабль.

В 1967г. станция была отправлена в зону Панамского канала, стратегически важную и испытывающую определенные проблемы с энергоснабжением. Ранее она обеспечивалась электроэнергией за счет Гатунской гидроэлектростанции. Последняя требовала большого расхода воды, его же требовала эффективная работа канала для наполнения шлюзов. В силу этих обстоятельств озеро Гатун начало стремительно мелеть, и в зоне был нужен альтернативный источник энергии. «Стерджис» выполнял эту функцию до 1975 г. Потом его вывели из эксплуатации, и дальнейшего продолжения эта история тогда не получила. Сейчас за плавучие АЭС всерьез взялся «Росатом».

Что такое ПАТЭС

Если не усложнять, то плавучая атомная электростанция мало, чем отличается от той, что расположена на суше за исключением опоры, на которой она построена.

ПАТЭС состоит из плавучего энергоблока, береговой инфраструктуры для выдачи электрической и тепловой энергии потребителям, а так же гидротехнических сооружений, которые отвечают за безопасную стоянку в акватории.

Сам энергоблок имеет не меньше, а даже больше степеней защиты, так как потенциально на него может быть больше воздействий и инженеры постарались все предусмотреть. В первую очередь, это касается очень мощной плавучей основы. Все ее части двуслойные, то есть даже столкновение с чем-либо не должно сильно навредить ПАТЭС.

На Академике Ломонсове установлено два атомных реактора типа КЛТ-40С. Электрическая мощность каждого составляет 35 МВт. В сумме получается максимальная электрическая мощность всей станции на уровне 70 МВт. Этого достаточно для перекрытия потребностей в энергии населенного пункта, в котором проживает до 100 000 человек.

Кроме выработки электроэнергии, станция может вырабатывать и тепло. Максимальная тепловая мощность составляет 50 Гкал/ч. Но и этим не ограничивается применение ПАТЭС Академик Ломоносов.

Чтобы станция была еще больше похожа на швейцарский нож, ее оснастили системой опреснения воды, которая должна опреснять до 240 тысяч кубометров морской воды в сутки.

Академика Ломоносова начали строить еще в 2007 году и только сейчас он был введен в промышленную эксплуатацию. Хотя, первую энергию в сеть он начал передавать еще в декабре 2019 года.

Так объект выглядел на этапе строительства

Дороговизна

Заместитель гендиректора «Росатома» Сергей Крысов заявлял ранее, что стоимость одного произведенного на плавучей АЭС кВт*ч составляет 1.5 рубля. Это намного дешевле, чем стоимость кВт*ч, полученного при сжигании газа или угля в условиях Крайнего Севера, ведь цена за электричество формируется в первую очередь транспортной составляющей.

Генеральный директор фирмы «Малая энергетика» признается, что по сравнению с наземными АЭС стоимость производства одного кВт*ч на плавучей станции обходится намного дороже, но в любом случае это дешевле, чем использование ископаемого топлива в условиях Крайнего Севера. Стоит отметить, что в стоимости строительства плавучей АЭС не учитывались расходы на утилизацию отработанного топлива, которое нужно будет хоронить через 40 лет. С учетом этих расходов, возможно, цена за производство одного кВт*ч электричества могла оказаться намного выше, чем стоимость одного кВт*ч при использовании газа или угля.

Однако сейчас никто платить и учитывать расходы на утилизацию не собирается. Вполне возможно, что в течение 40 лет будут изобретены дешевые технологии утилизации. Также могут быть изобретены способы повторного использования отработанного ядерного топлива.

Атомный эксперт: плавучие АЭС. Хороший улов

В настоящее время выпускается множество статей по рассматриваемой теме. Во многих из них представлены некоторые разработки ряда ведущих исследовательских и конструкторских институтов. Например, в 2015 году освещалась концепция ученых из технологического института Массачусетса. Считается, что плавучая АЭС (фото установки можно увидеть в статье) является одним из наиболее перспективных вариантов снабжения населенных пунктов, в которых недостаточно ресурсов прибрежной зоны. В концепции института сочетается две достаточно известные технологии. В частности рассматривается конструирование атомного реактора и глубоководной нефтяной платформы.

Обслуживание

Что касается ремонта и перезагрузки топлива, то все эти операции выполняются в России с привлечением специализированных предприятий, занимающихся технологическим обслуживанием атомных судов. В их состав входят квалифицированные специалисты, а сами компании обладают необходимым оборудованием для обслуживания судов.

После того, как энергоблок отслужит 40 лет, он будет заменен на новый. Старый же блок возвращается на специализированное предприятие, где утилизируется. В результате от него не останется никаких опасных материалов и веществ, которые могли бы навредить окружающей среде и человеку.

Холодная осень 83-го

В 1983 году летний навигационный сезон начался как обычно, дизель-электрические ледоколы Дальневосточного пароходства вполне справлялись со своей задачей. Но в сентябре подули устойчивые северо-западные ветра, которые сместили Айонский ледяной массив в северной части Восточно-Сибирского моря от полюса к берегу. Одновременно начался период устойчивого ледообразования. В октябре температуры были рекордно низкими для нескольких последних десятилетий. Десятки судов оказались в ледяном плену. 9 октября в заблокированном проливе Лонга, отделяющем остров Врангеля от материка погиб теплоход «Нина Сагайдак». Судно было зажато дрейфующим льдом, и торошение достигало такого уровня, что льды поднимались выше фальшборта. Имеющиеся в наличии ледоколы подойти не смогли, не в последнюю очередь потому, что постоянно нуждались в дозаправке, что сильно сковывало их передвижения. В конце концов обшивка «Нины Сагайдак» треснула сразу в шести местах, команду вывезли на вертолете.


Теплоход «Нина Сагайдак» ныне лежит на дне Чукотского моря

Всего с 1 октября по 4 декабря 1983 г. получили повреждения 17 судов Дальневосточного морского пароходства, в том числе, 5 дизельных ледоколов. В порту Певек на Чукотке скопились суда, которые требовалось вывести из арктических вод в дальневосточные, но капитан флагманского ледокола «Ермак» Ю. П. Филичев докладывал, что осуществить это невозможно. Суда необходимо оставить на зимовку в Певеке. Однако было принято решение флот из Арктики вывести.

Для выведения флота в восточную часть Севморпути срочным порядком были направлены атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь». В Западном районе к операции был подключен атомный ледокол «Ленин».


Атомный ледокол «Арктика» впервые в мировой истории достиг в активном плавании географической точки Северного полюса

Главным героем этого невероятно тяжелого навигационного сезона стала «Арктика». Она шла во главе каравана, за ней следовали остальные ледоколы, которые вели суда вплотную на буксире. Исход каравана из Певека начался18 ноября. Он продолжался более восьми суток.


Капитан атомохода «Арктика»

Утолщения льда местами достигали 3-4 метров, канал получался очень неровным, «Арктике» приходилось возвращаться, чтобы освободить застрявшие суда. Всего за время пути это пришлось сделать 87 раз. Когда вышли в Чукотское море, вздохнули было с облегчением, толщина льда составляла всего 40-50 см. Но радость оказалась преждевременной. Это был очень вязкий лед, который налипал на корпус ледокола вдоль ватерлинии. Судно буквально влипало в него. Тогда капитан «Арктики» Анатолий Алексеевич Ламехов развернул атомоход винтами вперед и начал прокладывать канал за счёт размывающего эффекта от работы винтов. Задним ходом удалось проложить чистый канал. Через 8 суток и 5 часов караван прошел Берингов пролив. Подопечные суда ушли во Владивосток, а ледоколы отправились обратно в Певек.

В трудные 90-е финансирования не хватало везде, и атомные ледоколы, краса и гордость российского флота, начали подрабатывать в туристическом бизнесе. Увлекательный вояж из Мурманска к Северному полюсу стоит около 30 тыс. долларов США.

Нельзя сказать, что ледокольный флот в постсоветский период совсем уже запустили. В 1993 г. был сдан в эксплуатацию атомоход «Ямал», в 2007 – «50 лет Победы». Но… маловато будет, тем более что ряд ветеранов уже покинули строй. В рамках текущей программы освоения Арктического региона России потребуется гораздо больше ледоколов. В 2000-е годы началась разработка проекта 22220 (ЛК-60Я). Это атомные ледоколы с переменной осадкой, способные равно эффективно работать как на глубокой воде, так и на мелководье в руслах сибирских рек. Прежде для этого использовалось два разных типа ледоколов. Головное судно проекта получило имя «Арктика» в честь легендарной «Арктики» 1975 года рождения, которая была выведена из эксплуатации в 2012 г. В декабре 2019 новая «Арктика» вышла на первые ходовые испытания. На Балтийском заводе сейчас доводят до ума два ее систершипа «Сибирь» и «Урал». До конца следующего десятилетия планируют ввести в строй еще три атомных ледокола «Якутия», «Чукотка» и «Лидер». Если Северный морской путь будет обеспечен должным количеством сверхсовременных ледоколов, он сможет достойно конкурировать с традиционным путем через Суэцкий канал, ведь по Ледовитому океану гораздо ближе. Кстати, о бесчисленных выгодах, которые сулит в будущем полноценное освоение этого пути, много писал еще академик Ломоносов (человек, а не плавучий энергоблок).

Атомный лизинг

Мощностей «Академика Ломоносова» хватило бы на снабжение города с населением 200 тыс. человек. В Певеке, где планируется пришвартовать станцию, живет 5 тыс. человек. На всем Чукотском полуострове — около 50 тыс. Поэтому совершенно очевидно, что плавучая АЭС — инфраструктура не только для местных жителей, но и для Северного морского пути. Отступающие льды освободили акваторию этого торгового маршрута, сделав его коммерчески привлекательным: он значительно короче и рентабельнее других маршрутов между Азией и Европой.

При этом, как писало французское издание Le Huffington Post, электричеством, которое будет вырабатывать «Академик Ломоносов», могли бы пользоваться не только Россия, но и другие арктические государства: Канада, Дания, США и Норвегия. Теоретически атомная электростанция может сдаваться в лизинг, считают французские журналисты. Для этого есть юридические препоны, например, соглашение о нераспространении ядерных технологий, однако их можно обойти.

Кроме того, мощности плавучей АЭС будут использоваться для разработки шельфа Северного Ледовитого океана, писало американское издание The Christian Science Monitor. Там были найдены перспективные залежи полезных ископаемых, в том числе нефти и газа.

Академик_Ломоносов

Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

Станция может снабжать энергией буровые установки, которые становятся более рентабельными из-за таяния льдов. Пока же бурение и добыча нефти и газа в Арктике крайне затратны. Свободно перемещающийся мощный источник энергии мог бы удешевить и упростить этот процесс.

О том, что мощности плавучей АЭС будут питать разработку нефти, говорил и профессор Тихомиров из МИФИ: «Если на арктическом шельфе будет найдена нефть, <…> наиболее логичным будет установить там плавучую АЭС».

Руководство «Росатома» неоднократно говорило, что подобные «Академику Ломоносову» АЭС могут продаваться другим странам. Среди заинтересованных покупателей назывались Финляндия и Бангладеш.

Стоимость «Академика Ломоносова», по данным шведского Ny Teknik, составляет порядка $331 млн. Но новые плавучие АЭС обойдутся дешевле и будут мощнее. Вместо КЛТ-40 мощностью по 35 МВт, которые используются на борту атомных ледоколов, на проектах второго поколения будут стоять уже реакторы РИТМ-200М мощностью в 50 МВт каждый. Но до выдвижения реального коммерческого предложения зарубежным партнерам пока далеко. «Изначально мы планировали построить семь таких плавучих атомных электростанций. Но сейчас сосредоточились на «Академике Ломоносове», чтобы набраться опыта», — сказал недавно руководитель дирекции по сооружению и эксплуатации «Академика Ломоносова» Дмитрий Алексеенко.

Так что в ближайшие годы Россия останется абсолютным лидером по выработке энергии в районе арктического шельфа и Северного морского пути. И единственным владельцем плавучей АЭС. Аналогичный проект под названием Surgis, запущенный США в 1968 году в Панамском канале, был выведен из эксплуатации меньше чем через 10 лет из-за слишком высоких затрат на содержание.

Первая в мире плавучая атомная станция

Признаюсь честно, когда я столкнулся с этой новостью, мне показалось, что кто-то просто оправдывается за то, что он потратил миллиарды рублей и сделал просто баржу с атомным реактором. Немного разобравшись в теме, я понял, что эта идея действительно очень перспективна. К этому мы еще вернемся чуть ниже, а пока напомню, что вообще произошло.

22 мая 2020 года в России была сдана в промышленную эксплуатацию первая в мире плавающая атомная станция. Она не является самоходной и для транспортировки ей нужен буксир. В этом нет ничего страшного, так как такой объект все равно вряд ли будет перемещаться без сопровождения.

Полное название нового типа станций звучит, как ”плавучая атомная теплоэлектростанция” — сокращенно ПАТЭС. Объект, о котором мы сейчас говорим, называется ”Академик Ломоносов” и на данный момент находится на Чукотке.

Пока станция работает не на полную мощность, но постепенно на нее выводится, и станет не просто батарейкой на воде, а основным источником энергетической сети Чукотки. Всего же станция стала одиннадцатой атомной электростанцией в России и первой плавучей.

Важность события признали даже иностранные специалисты. Так международный журнал Power включил строительство станции в список шести ключевых событий, связанных с атомной энергетикой в мире

Так Академик Ломоносов выглядит на воде.

А теперь можно поговорить о том, что из себя представляет этот объект, как планируется его эксплуатировать и будут ли построены другие станции подобного типа.

ПАТЭС «Академик Ломоносов»

Проект плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов» разрабатывался с с 2007 г. Спуск плавучего энергоблока на воду состоялся 30 июня 2010 года. В 2011 г. была полностью завершена поставка на завод-строитель энергетического оборудования ПЭБ. 7 декабря 2012 г. АО «Концерн Росэнергоатом» и ООО «Балтийский завод – Судостроение» подписали договор на достройку головного атомного плавучего энергоблока «Академик Ломоносов». 28 апреля 2018 г. ПЭБ успешно покинул территорию Балтийского завода, а далее успешно пришвартовался в Мурманске, на площадке ФГУП «Атомфлот». 19 декабря 2019 г. ПАТЭС выдала первую электроэнергию в изолированную сеть Чаун-Билибинского узла Чукотского АО и как раз успела зажечь новогоднюю елку на главной площади Певека. 22 мая 2020 года плавучая атомная теплоэлектростанция была сдана в эксплуатацию.


ПАТЭС «Академик Ломоносов»

Станция включает в себя не только плавучий энергоблок, а и ряд береговых сооружений, обеспечивающих передачу энергии потребителям и меры безопасности. Да, судно имеет двойную обшивку, так что останется на плаву, даже если айсберг пропорет его вдоль всей ватерлинии как «Титаник», а особая конструкция делает его устойчивым к цунами. Реактор должен работать без сбоев даже при крене 27 градусов. И все же, на якоре лучше стоять под защитой мола. Но наземную часть ПАТЭС можно развернуть достаточно оперативно по сравнению со строительством полноценной стационарной станции. Особенно с учетом вечной мерзлоты и прочих радостей полярного строительства.

Первоначально предполагалось, что местом дислокации «Академика Ломоносова» будет г. Северодвинск Архангельской области. Но по зрелому размышлению его решили отправить в тот самый Певек, откуда первая «Арктика» выводила караван в 83-м.Чукотка – регион, более удаленный от центров цивилизации и с назревающими энергетическими проблемами. Прежде обеспечивавшие полуостров Билибинская АЭС и Чаунская ТЭЦ уже старенькие, их готовят к выводу из эксплуатации. К тому же угольная ТЭЦ очень плохо влияет на экологическую ситуацию. Казалось бы, на далеком севере сам Бог велел любоваться сказочной зимой, сверкающими снегами. На практике жители Певека белого снега почти не видят. Он там грязно-серый, покрыт выбросами теплоэлектростанции. Теперь это изменится, и, конечно же, не только это. «Академик Ломоносов» принесет стабильное тепло и свет в дома

И что немаловажно, стабильное качество связи. В наше время это чуть ли не ключевой фактор качества жизни

Ведь связь – это возможность дистанционно получить хорошее образование, свободно общаться с далекими друзьями и родными, быть в курсе культурных новостей всей планеты.


 

На «Академике Ломоносове» установлено два реактора ледокольного типа КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии. Этого достаточно для того, чтобы обеспечить город с населением около ста тысяч человек. В Певеке жителей на два порядка меньше, но речь идет об электроснабжении не только самого северного города России, но и важнейшего горнодобывающего района. Здесь находятся крупные комплексные медно-золотые месторождения. 10%золота в стране добывается на Чукотке, есть залежи оловянных руд.

Станция рассчитана на сорок лет работы, но раз в 12 лет ПЭБ будет уходить на профилактический ремонт и перезагрузку топлива. Однако, на судне имеется специальный зал, который позволяет перезагружать топливо в реактор и прямо в море, а также комплекс хранилищ нового и отработанного ядерного топлива.

«Широко востребованы во всём мире»

Как считают опрошенные RT эксперты, использование ПАТЭС позволит России эффективнее осваивать огромные арктические пространства, где вопрос электрогенерации и обогрева стоит необычайно остро. Как правило, в удалённых районах Арктики используются мобильные дизельные электростанции, работоспособность которых напрямую зависит от количества топлива.

«Эксплуатация «Академика Ломоносова» имеет огромное значение для экономического освоения Заполярья и других удалённых регионов России, где фактически отсутствует инфраструктура, пригодная для комфортной хозяйственной деятельности», — заявил RT директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Также по теме


Российские учёные открыли новую арктическую исследовательскую станцию

Учёные Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) совместно с коллегами из Научного центра изучения Арктики…

По мнению эксперта, в перспективе Россия сможет экспортировать ПАТЭС. Наибольшую потребность в плавучих АЭС, помимо различных островных территорий, испытывает Африка. На Чёрном континенте интенсивно развивается добыча природных ресурсов при отсутствии развитой инфраструктуры, рассуждает Правосудов.

В беседе с RT эксперт по ядерной энергетике, президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание» Алексей Анпилогов отметил, что строительство ПАТЭС в перспективе позволит решить множество проблем, с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты и население, проживающее в Арктике и других удалённых регионах.

«Энергия, которую производят плавучие атомные станции, достаточно дорогая. Но если рядом с населённым пунктом или предприятием нет газового или угольного месторождения, то другого стабильного источника энергии в Заполярье, на островах и удалённых территориях не найти. Например, в Якутии для обеспечения добычи золота используются дизель-генераторы. Естественно, что доставка и закупка этого топлива обходится также недёшево», — констатировал Анпилогов.

  • Строительство «Академика Ломоносова»
  • РИА Новости

По мнению аналитика, ПАТЭС «однозначно выигрывает» у дизельных электростанций, которые часто используются не только в Арктике, но и в южных странах, лишённых энергоресурсов. Кроме того, утилизация плавучих АЭС не потребует больших финансовых расходов.

«Когда мы говорим про атомную энергетику, необходимо смотреть на десятилетия вперёд. Сейчас из эксплуатации выводится Билибинская АЭС. Утилизация отработанного на этой АЭС ядерного топлива потребует столько денег, что можно построить новую станцию. Поэтому в северных широтах целесообразно использовать плавучие энергоблоки. Как только они отработают своё — их отбуксируют в Мурманск, где есть необходимые для утилизации мощности», — пояснил Анпилогов.

По оценке эксперта, «Академик Ломоносов» способен решить вопрос энергоснабжения всего Чукотского автономного округа и будет способствовать экономическому развитию региона. Также Анпилогов ожидает строительства новых атомных платформ в 2020-е годы.

«ПАТЭС могут быть широко востребованы во всём мире. Я думаю, что в среднесрочной перспективе в эксплуатацию будут сданы несколько новых станций. Однако их широкому распространению объективно препятствуют низкие цены на газ. Как только они вырастут, спрос на ПАТЭС увеличится, причём не только в России», — подытожил Анпилогов. 

В заключение

В мире плавучих АЭС всего две. Первую планировали построить в 1961 году американцы, однако уже 1976 года она была выведена из эксплуатации из-за экономической неэффективности и небезопасности применения. «Академик Ломоносов» – это единственная на сегодняшний день рабочая плавучая атомная электростанция, которая является весьма неплохим решением для энергоснабжения отдаленных северных регионов России. Со временем использование этих «мобильных батареек» позволит развивать промышленность и увеличивать мощности существующих предприятий в отдаленных регионах, где ранее этого нельзя было сделать из-за дороговизны или отсутствия электроэнергии.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации